Жил-был однажды молодой юноша, который работал на ферме своего отца. Предыдущие обитатели долины оставили в ней много всякой всячины: молотки, гвозди, а иногда и железные клинья, которые использовались, чтобы валить деревья. В тот день мальчик как раз и наткнулся на такой клин. Видя, что уже темнеет, и что он опаздывает к ужину, он засунул клин между ветвями молодого дерева грецкого ореха с абсолютным намерением позже вернуться за ним.
Но этого никогда не случилось. Мальчик становился все выше и выше, а так же и дерево, сжимавшее клин крепче и крепче, пока тот полностью не исчез из виду.
А потом налетел зимний шторм. Мальчик к тому времени уже стал совсем взрослым, женился и вступил во владение фермой, а на дереве не видно было и следа от давно забытого клина, так как он теперь находился глубоко в сердцевине дерева.
Ледяной шторм ударил по телефонным столбам, потянув их непрочные провода к земле. Взрослое ореховое дерево должно было без проблем выдержать силу шторма, но это дерево стало трескаться и раскалываться в ту ледяную ночь, пока от него не осталось ничего, кроме щепок.
Клин, который скрывался под корой в течение многих лет, создал в дереве слабое место, так что волокна не могли соединиться вместе, что и привело к тому, что оно сломалось.
Президент Томас С. Монсон рассказал эту притчу о скрытых клиньях Самуила Т. Уитмана в апреле 2002 года.
«Мои дорогие братья и сестры, — заявил он, — в жизни многих из тех, кого мы знаем, кроются такие клинья — да, порой даже и в наших семьях».
В нашей жизни существуют духовные клинья, которые так же, как железный клин в истории, сидят между нами и нашим личным духовным ростом и, в конечном итоге, могут привести к катастрофе. Вот некоторые из этих потенциальных клиньев.
Вы придаете больше значения физическому, чем духовному
В физическом мире существует то чувство насущности, которое всегда взывает к врожденной нетерпеливости, свойственной человеку. Когда вечность не торопится, чтобы явить себя, легко погрязть в ежедневном гуле здесь и сейчас. Когда ваши приоритеты смещаются, это может сказаться и на вашей вере. Связь с мирским может привести к тому, что вы начнете принимать важные решения, не стремясь получить руководство от Господа, и в конечном итоге, расстроите гармонию между вами и Его заповедями.
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1-е Иоанна 2: 15-17).
Иметь вечную перспективу во временном мире — задача непростая. Ламан и Лемуил видели ангелов — несколько раз — и все равно концентрировались лишь тем, чтобы быть главными, и переживали из-за того, что оставили позади свой дом и драгоценные вещи. Никто не осуждает вас, если у вас тоже есть с этим проблемы… но мы должны жить в мире, но быть не от мира сего. И когда мы делаем шаг назад и представляем себе вещи в вечной перспективе, это облегчает горести временной жизни, когда они возникают.
Если вы заметили, что ваш ракурс затуманен заботами мира, обратитесь к милосердию. Это самый быстрый способ обрести связь с небесами.
Свобода не являлась частью вашего воспитания
Вы никогда не захотели сами пойти в Церковь. Вы никогда не приняли решение соблюдать заповеди. Это ожидалось от вас — и либо из-за страха перед наказанием или из-за страха разочаровать ваших близких, но вы продолжили делать это.
Церковь уделяет огромное внимание свободе выбора; это изначально был наш выбор прийти сюда, получить тело и принять участие в этом плане. Но определить, с какого возраста детям может быть позволено решать для себя, ходить или не ходить в Церковь, может быть трудно и происходить по-разному для каждого ребенка (и каждого родителя). Но мы обретаем что-то особенное, когда идем в Церковь по собственному желанию, свободными от страха или принуждения.
Выбор пойти в Церковь и получить собственное свидетельство об Иисусе Христе, добавляет масло в нашу лампу, капля за каплей. Дело в том, вы не можете всегда опираться на свидетельство своих родителей, каким бы сильным оно не было — и для родителей это становится очевидным, как только их ребенок покидает дом. Когда они принимают решение, они ходят (или нет) в Церковь сами. Если их заставляли ходить в Церковь всю их жизнь, то может показаться заманчивым перестать делать это, когда им не хватает направляющей руки их родителей.
В статье журнала «Знамя» от июня 2010 года «Свобода воли необходима для нашего вечного совершенствования» говорится: «Наш Небесный Отец дал нам свободу воли. Такая способность самостоятельно принимать решения является необходимой частью плана спасения».
Концепция вечности обескураживает вас
Сегодня был и так длинный день, зачем мне нужно бесконечное завтра?
Как Святые последних дней, я уверена, что вы заметили, что акцент постоянно делается на вечность. Мы слышим, как маленькие дети поют о том, что семьи могут быть вместе навсегда; нам рекомендуют подходить к выбору супруга очень осторожно, потому что этот союз вечен. Вечность стоит за каждым углом и поворотом в культуре СПД, и некоторым может показаться, что этого слишком много.
И дело не в том, что вы не любите свою семью или не хотите быть с вашим супругом на время и на всю вечность. Может быть, ваши дети капризничают, или вы ругаетесь с вашим супругом, или вся прозрачная масса бесконечности просачивается в ваш разум и бросает в холодный пот.
Успокойтесь. Все нормально. Старейшина Д. Тодд Кристофферсон очень красиво сказал об этом во время вечера у камина в университете имени Бригама Янга в 2011 году:
«Шаг за шагом мы растим и воспитываем в наших семьях. Шаг за шагом преодолеваем все несовершенства. Шаг за шагом претерпеваем с верой до конца».
Живите сегодняшним днем, но сохраняйте вечную перспективу — просто не думайте уж слишком много о том, что означает вечность.
Ваше чувство собственного достоинства основано на мнении других
Подтверждение приходит в форме сердец на Instagram и просмотров в Snapchat. Вы не знаете, что песня «крутая», пока вам кто-нибудь об этом не скажет. Ваша любимая пара кроссовок перешла в статус того, чтобы пинать все подряд, потому что кто-то сказал вам, что они уродские. Вы настолько заботитесь о том, что думают другие, что это направляет ваши повседневные решения.
Когда мы позволяем себе быть ведомыми человеком, это мешает нам оставаться открытыми для руководства Господом. Мир вокруг нас постоянно меняется; идеи о том, что является и не является приемлемым, сдвигаются на протяжении многих лет. Если мы пытаемся охарактеризовать себя с помощью колеблющихся мнений мира, как наш основной фокус, это может привести к расплывчатым путям и нестабильности.
Серьезная внутренняя борьба может возникнуть, когда мы судим себя по стандартам мира и стандартам Господа одновременно. «Я хочу быть совершенной мормонской мамой, но также хочу выглядеть совершенно. Я хочу оставаться верной, но еще печь совершенные праздничные печенья, достойные Pinterest, и одновременно получить степень магистра». «Я хочу быть верным носителем священства, но еще хочу проводить свои субботы в тренажерном зале, а по воскресеньям смотреть футбол». В конце концов, какие-то стандарты перестанут иметь большое значение.
Кроме того, если мы судим себя по внешнему виду других, мы можем уменьшить или потерять уверенность. Многие сестры Общества Милосердия не ходят в Церковь, потому что чувствуют, что кто-то заметит их слабое свидетельство или то, насколько несовершенны их семьи. Многие носителя священства отходят от Церкви, если думают, что они «особенные» или «отличающиеся» от других мормонов.
Во время Генеральной конференции в октябре 2015 года старейшина Ричард Дж. Мэйнз сказал: «Радость, которую мы испытываем в этой жизни, будет прямо пропорциональна тому, насколько наша жизнь сконцентрирована на учениях, примере и искупительной жертве Иисуса Христа».
Вам сложно простить
Будь то удар по гордости, разочарование в надеждах и мечтаниях или потеря чего-то драгоценного для нас, кажется, что порой невозможно воспрять духом и начать двигаться дальше. Как человеческие существа, мы склонны по своей природе приписывать кому-то вину — мы хотим, чтобы кто-то был ответственным за нашу поломанную жизнь. Но когда мы продолжаем сохранять враждебность по отношению к своим ближним в наших сердцах и даем ей возможность определять наши действия, мы вредим только самим себе.
Во время Генеральной конференции в октябре 2006 года Дэвид А. Беднар поделился многими опытами работы с прихожанами, которые стали неактивными, потому что чувствовали, что их кто-то обидел. Порой это было ощущение одиночества, ненужный комментарий от другого члена Церкви или нежелательное наставление со стороны кого-то из руководителей. Старейшина Беднар отметил повторяющееся предисловие: «Меня обидело…»
Он предложил им следующую мудрость:
«Поскольку кто-то в Церкви обидел вас, вы не получаете благословения таинства причастия. Вы отстранили себя от постоянного напарничества Святого Духа. Поскольку кто-то в Церкви обидел вас, вы отсекли себя от таинств священства и святого храма. Вы отказались от возможности служить, учиться и расти. И вы воздвигаете барьеры, которые будут препятствовать духовному развитию ваших детей, детей ваших детей и последующим поколениям».
И если это не достаточная причина для того, чтобы начать свой собственный путь к прощению, возможно, некоторое представление о психологии прощения сможет убедить вас.
Вы никогда не ставили свою собственную персону под сомнение
Мы не просто так называем серию событий, которые приводят бесчисленное количество верующих, смиренных цивилизаций и отдельных лиц к нечестивому образу жизни, «циклом гордости».
В своем обращении на Генеральной конференции в апреле 1989 года, президент Бенсон охарактеризовал гордость, как ворота к греху, назвав ее «универсальным грехом и великим пороком». Гордость, как описывает ее президент Бенсон, является враждой в наших сердцах; она побуждает нас восстать против учений Господа и против дружбы с нашими ближними.
В наше время, когда мир делает такой глубокий акцент на индивидуальность и самодостаточность, намного легче соскользнуть в шаблоны гордости. Невозможно увидеть необходимость в смирении, если вы не осознаете степень вашей собственной гордыни. Симптомы того, что вы, возможно, страдаете от заносчивого духа, включают в себя:
- Проблематичность в принятии критики или советов от кого-то еще
- Оборонительное поведение
- Чувство превосходства / жалость к окружающим
- Поиск недостатков в других или в Церкви
- Хвастовство
- Поверхностность
- Неспособность принять наличие примеров для подражания
В своем выступлении на Генеральной конференции в апреле 2001 года Марлин К. Дженсен описал ребенка, как идеальный образец смирения. Дженсен наставлял Святых последних дней, что развивать смиренный дух, чтобы стать подобными детям — это постепенный процесс, который требует влияния Святого Духа и умения полагаться на Искупление Христа, как описано в Мосии 3: 19:
«Ибо плотский человек есть враг Богу, и был от падения Адама, и будет во веки веков, если не уступит он побуждениям Святого Духа, и не отрешится от плотского человека и не станет святым через Искупление Христа-Господа, и не станет как дитя: покорным, кротким, смиренным, терпеливым, полным любви, готовым покориться всему тому, что Господь считает нужным возложить на него, совсем как дитя покоряется своему отцу».
Вы испытываете ошеломляющее чувство вины и недостоинства из-за каких-то мелочей
Грех ли это, что я случайно взял два кусочка хлеба во время причастия? Должен ли я покаяться? Как насчет глотка кока-колы, который я сделал, когда мне было девять лет? Я выругался, попаду ли я теперь в ад? Почему епископ делает мне поблажки?
Понятно, что это преувеличение, но если вы обнаружите, что постоянно занимаетесь самобичеванием из-за того, что не придерживаетесь строгих религиозных принципов, у вас, возможно, есть проблема.
Такая «скрупулезность» означает крайние религиозные или моральные навязчивые идеи. Один человек из Айдахо, который страдал от подобных маний, стал звонить всем, кого, как он чувствовал, он когда-либо обидел, и отправлял денежные суммы по почте в надежде все исправить. Он не раз мучился по ночам, испытывая чувство вины за прошлые поступки и зацикливаясь на абсолютной честности во всех будущих отношениях. В конце концов, он дошел до такой точки, что чувствовал, что единственный оставшийся для него вариант — это покинуть Церковь.
Скрупулезность процветает в религиозных общинах, где нравственные нормы и правила поведения ценятся превыше всего. Как члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, мы делаем особый акцент на жизни по вере и поддержании наших ценностей. Мы «пытается быть похожими на Иисуса» — другими словами, стремясь к совершенству. Это возлагает тяжелый груз на наши плечи.
В 2015 году Мишель Медейрос, доктор философии в университете Пало-Альто, исследовала влияние такого отношения на Святых последних дней, сравнив уровень скрупулезности с уровнями религиозности. Среди мормонов, те, кто особенно придираются к себе, имеют более низкие уровни религиозности и наоборот. Она также обнаружила, что те, кто видят Бога более любящим, реже показывают тенденции придирчивости к самим себе.
Хотя никто не предполагает, что взаимосвязь равносильна причинно-следственной связи, если вы испытываете подавляющее чувство вины, вам может помочь помнить о бесконечной любви Бога к Своим детям и получить полное понимание Искупления. Но при всем том, если у вас возникают серьезные тенденции к самобичеванию, пожалуйста, обратитесь к квалифицированному специалисту в области психического здоровья.
Вы видите вещи в черно-белом свете
Для вас нет серой зоны. Неоднозначность? Вы не можете с ней справиться. К сожалению, у Церкви Иисуса Христа Святых последних дней есть моменты в истории, проглотить которые может потребоваться больше, чем ложка сахара. Полигамия, камни прозорливца, расы и священство, все могут стать существенными препятствиями для того, чтобы обрести свидетельство об Иисусе Христе.
Для некоторых из нас легко классифицировать вещи, которые мы не понимаем, убирая их подальше в папку «разберемся с этим позже» в нашем разуме. Но, для тех, кто имеет низкую толерантность к неопределенности, такое не пройдет. Возможно, вы находите себя в ситуации, когда вы концентрируетесь на деталях, ставя под сомнение фундамент, на котором построили свою веру, и скатываетесь в кроличью нору сомнения и неверия.
Я бы никогда не стала лгать и утверждать, что научиться жить с неопределенностью легко, потому что это не так — но есть некоторые вещи, которые находятся вне нашего нынешнего потенциала понимания. Это не означает, что вы никогда не сможете понять их, или что вам нельзя углубленно исследовать их. Если сбор всевозможной информации по теме может умерить вашу тревогу, занимайтесь этим — просто убедитесь, что информация поступает из надежного источника. Недавние потуги Церкви к исторической прозрачности были направлены на то, чтобы поощрять прихожан узнать больше обо всей истории Церкви — да, даже о спорных моментах.
Обязательно задавайте любые вопросы, которые у вас возникают, но не позволяйте им превращаться в сомнения. Вопрос, который задается с истинным намерением, может только укрепить ваше свидетельство об Иисусе Христе. Изучайте этот вопрос в Священных Писаниях, обратитесь к своему епископу и молитесь о понимании. Когда вы чувствуете, что вас затягивает в водоворот неверия из-за определенных нестыковок, опирайтесь на несомненные доктринальные факты.
Вы изначально никогда не пытались получить свидетельство об Иисусе Христе
Потеряете ли вы свое свидетельство об Иисусе Христе? Ну, если вы никогда прежде и не пытались получить его, то «просите, и получите; стучите, и отворят вам; ибо просящий получает; и стучащему отворят» (3 Нефий 27: 29).
Без сомнения, как член Церкви, вы слышали это место в Священных Писаниях бесконечное количество раз. Возможно, в воскресенье учитель прочитал его классу и закончил урок с самодельной памяткой — узнайте для себя, истинны ли Писания. А может быть, вы молились об этом и просто забыли, а может, получили сильное личное откровение о том, что это действительно истинная Церковь.
Свидетельство об Иисусе Христе начинается с капли веры, которая растет со временем и благодаря действию. Если вы чувствуете, что живете в свете, позаимствованном у других, не сомневайтесь и спросите сами. Вопросы являются катализаторами для веры, если относиться к ним вдумчиво и без спешки.
Небесный Отец знает, что мы — комплексная сделка; Он хорошо осведомлен об испытаниях, с которыми мы сталкиваемся, и о внутренних демонах, с которыми сражаемся. Генри Б. Айринг однажды сказал: «Мы нуждаемся в силе, большей, чем наша собственная, чтобы соблюдать данные нам заповеди при любых обстоятельствах, какие бы ни преподносила нам жизнь». Сложность наших испытаний прямо пропорциональна нашей способности преодолевать их. И нам даны очищение и утверждающая сила Искупления, чтобы помочь поднять нас, когда наши трудности кажутся слишком большим грузом.
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфей 11: 28).
Так что если вам кажется, что одно (или более) из этих описаний относится к вам, то надежда не потеряна. Знайте, что все вышеперечисленное в то или иное время было как-то связано с большинством из нас. Самоанализ, медитация и молитва могут помочь всем нам стать на правильный путь. Когда мы знаем себя и свои особые слабые стороны, это может помочь нам искать силы в правильном направлении и в правильных местах.
Вы сами когда-нибудь преодолели подобные чувства? Как вы сделали это? Как вы получили личное свидетельство об Иисусе Христе? Поделитесь в комментариях ниже.
Оригинал этой статьи был впервые опубликован на сайте Mormon Hub. Автор Габриэлла Лусли. Переводчик Елена Шэннон.