Для кого-то «окутанные тайной», а для кого-то облеченные святостью, храмовые обряды мормонов всегда либо вызывали интерес, либо были объектом насмешек (а иногда они подвергались и тому, и другому). Но немногим известно, что символические храмовые обряды мормонов очень похожи на символические ритуалы других древних религий. Ознакомление с этими параллелями может вооружить нас знаниями и укрепить нашу веру.
Мы можем обнаружить для себя, что существует очень много таких параллелей, и мы можем увидеть их в одних из самых известных религиозных достопримечательностей: и на Святых вратах Католической церкви, и в еврейской меркаве.
Святые врата католиков
![Святые врата во Флоренции](https://morefaith.ru/files/2016/09/святые-врата-католики.jpg)
Святые врата, художник Вико Консорти. Выполнено в художественной литейной имени Фердинандо Маринелли, Флоренция. Фото: Dnalor01, Wikimedia Commons, license CC-BY-SA 3.0
По постановлению папы Бонифация VIII 1300 год был объявлен Святым годом. В тот год, после пережитых ужасов войны и эпидемии чумы, тысячи верующих совершали паломничество в Рим для исповедования грехов и получения полных индульгенций. В 1470 году Католическая церковь объявила о том, что «Святой год», известный также как «Юбилейный год» (отличается от еврейского «Юбилейного года»), будет праздноваться каждые 25 лет.
Изначально «Святой год» подразумевал паломничество в Рим, где все достойные верующие имели возможность пройти через специально установленные «Святые врата».
Однако в 2015 году папа Франциск объявил об открытии 40 Святых врат во всем мире, чтобы верующим католикам не нужно было ехать для этого в Рим. Святые врата будут открыты в период так называемого «Великого юбилея милосердия» с праздника Непорочного зачатия девы Марии (8 декабря) 2015 года до Праздника Господа нашего Иисуса Христа (20 ноября) 2016 года.
Святые врата и их символичность
В промежуток времени между Святыми годами Святые врата запечатаны (обложены кирпичом и зацементированы). Внутрь помещается коробка с памятной реликвией того года, в котором врата были запечатаны. Чаще всего, это медали за службу в Католической церкви. С наступлением Юбилейного года, каркас из кирпичей и цемента разбирается – процесс, ассоциируемый с усердием, которое нам необходимо приложить, чтобы попасть в присутствие Бога.
Христос ассоциируется с вратами, ведущими к спасению. Поэтому прохождение через Святые врата ассоциируется с попаданием в присутствие Божие. Когда верующий проходит через Святые врата, он получает полную индульгенцию – прощение всех временных наказаний за грехи. Так «верующий по доброй воле мужественно пересекает этот порог, оставляя позади мир сей и обретая новую жизнь и милость Царствия Господнего».
Шестнадцать панелей Святых врат показывают историю человечества от времен Адама и Евы до воскрешения Иисуса Христа и Его посмертных явлений. «Это напоминает нам, верующим, о призыве обрести спасение и перейти от греха к милости, от разлуки с Богом к воссоединению с Ним и от смерти к жизни вечной» (CatholicStraightAnswers.com).
Когда папа Франциск открыл Святые врата в Риме в начале этого особого Юбилейного года, он сказал: «Пройти через Святые врата – означает заново обрести вечную милость Отца, который приветствует всех верующих и лично встречает каждого из нас».
Прохождение через Святые врата
Чтобы пройти через Святые врата, верующий паломник должен выполнить определенные условия. Он или она должны примириться с Богом, причаститься (принять причастие) и отказаться от всех своих грехов. Прощение грехов может быть получено до того, как верующий пройдет через Святые ворота.
На церемонии открытия Святых врат Святой отец (папа) символично три раза ударяет по двери небольшим серебряным молоточком. Накануне Рождества 1999 года Святой Иоанн Павел II постучал по двери и сказал такие слова: «О, Боже, будь милостив к церкви своей в этот блаженный момент, когда Ты открыл Свои врата всем достойным детям твоим, дабы могли они войти в присутствие Твое и воздать хвалу Тебе, и попросив прощения Твоего и получив отпущение грехов своих, могли жить согласно евангелию Сына Твоего» (aleteia.org).
Такой обряд очень напоминает по своей символичности переход из комнаты получения личного облечения в целестиальную комнату в мормонском храме.
Царские врата в православном христианстве
![Царские врата в православной церкви](https://morefaith.ru/files/2016/09/царские-врата-православная-церковь.jpg)
Святые врата старинной церкви в Сараево, изображающие благовещение. Наверху изображены Царь Давид и Соломон (Wikimedia, фото Christian Berkel).
Похожую символику можно также заметить между некоторыми храмовыми ритуалами мормонов и Царскими вратами православной церкви.
В православии алтарь (самая главная часть храма) отделена от остального храма деревянным резным иконостасом. Он символизирует завесу иерусалимского храма, которая отделяла Святую Святых от менее священных частей храма. Обычно в иконостасе установлены три двери, где центральная дверь – самая святая. Это и есть царские врата. Эти двери символизируют ворота, через которые Иисус вошел в Иерусалим во время Своего торжественного входа в город. Они также символизируют вход в небесный Иерусалим.
Эти двери открываются только в самый священный и главный момент православного обряда. Открытые двери означают особенное присутствие Бога среди поклоняющихся. Входить в царские врата могут только священнослужители. Сразу за этими вратами установлена специальная завеса, которая также открывается и закрывается только в определенное время. В Светлую седмицу (неделя после Пасхи) и Царские врата, и завеса открыты постоянно.
В отличие от православия, Святое священство Мелхиседеково позволяет всем достойным мормонам попасть в священные части храма.
Символика еврейской меркавы
В еврейской традиции термин «меркава» означает Божественную колесницу-трон («меркаба» в переводе с иврита означает «колесница»), которую Иезекииль увидел в своем видении (см. Иезекииль глава 1). Она символизирует трон Божий, и еврейские мистики ссылаются на этот символ для интерпретации природы небес и их иерархии. Только опытные верующие с хорошим здравым смыслом могли участвовать в обсуждениях о значении этого символа; неопытные не допускались к обсуждениям. Мормоны тоже верят в существование определенной иерархии небес и в то, что разные славы требуют различной степени духовной подготовки.
Президент Бригам Янг (1801–1877 гг.) сказал об облечении:
«Позвольте мне дать вам одно краткое определение. Назначение облечения состоит в том, чтобы вы получили все те таинства в доме Господа, которые будут необходимы вам, когда вы оставите эту жизнь, чтобы вернуться в присутствие Отца, пройдя мимо Ангелов, стоящих на страже, имея возможность представить им слова-ключи, знаки и символы, относящиеся к Святому Священству, и обрести свое вечное возвышение, невзирая на землю и ад».
Согласно Гершому Шолему (еврейский философ, историк религии и мистики), иудеи-мистики времен периода Второго храма обсуждали идею о паломничестве на небеса. После того, как храм был разрушен в 70 году н. э., такая возможность «попасть» в храм посредством мистицизма заменила это святое сооружение. «Это дало возможность совершить путешествие к Богу и означало способность человека призвать божественную силу на землю…»
В каббалистической литературе также говорится о том, почему и как была создана земля, а также о том, как использовать святые имена, чтобы призывать и управлять ангелами для повышения уровня Божественного понимания. Видение, записанное в 6 главе Исайи, дает дополнительную информацию для развития этих идей. Иудейские мудрецы особенно почитали пророка Илию, который был подхвачен огненной колесницей, и считали, что он был унесен на огненной колеснице еще до этого и смог пережить это небесное путешествие. Символ колесницы упомянут в истории пророка Еноха, который подобным же образом был унесен на небеса.
В этих видениях мистики входили в целестиальную сферу и проходили через семь уровней – Семь небес и семь тронных залов. Это путешествие очень опасное, и тот, кому предстоит его пройти, не только должен был тщательно подготовиться и очиститься духовно, но и знать необходимые заклинания, знаки и имена ангелов, чтобы пройти мимо свирепых ангелов-стражников и управлять различными силами как вне, так и снаружи дворцов.
В иудейском мистицизме также говорится о «Метатроне» – возвышенном служащем Бога, который исполняет Его слова. Он же является возничим колесницы, и знание его имен поможет попасть в царствие Божие.
То, что происходит внутри мормонских храмов не секретно – оно священно. Все тонкости мормонских храмовых обрядов слишком драгоценны, чтобы говорить о них вслух. Но что более важно, именно их важность требует такого благоговейного отношения к ним.
И хотя такое благоговение заставляет некоторых думать, что храмовые обряды мормонов очень странные, схожесть в наших обрядах с обрядами других религий доказывает, что они не такие уж и необычные. Святые последних дней, которые прошли через храмовые обряды, подтвердят – упомянутые выше ритуалы очень напоминают мормонские.
Оригинал статьи был опубликован на сайте LDS.net. Автор Гейл Бойд. Переводчик Ольга Малетина.