«Вот, Он предаёт Себя в жертву за грех, дабы осуществить цели закона для всех тех, у кого сокрушённое сердце и кающийся дух; и ни для кого другого цели этого закона не могут быть осуществлены» (2 Нефий 2:7).

Факты

Легий в благословении своему сыну Иакову учил, что Мессия должен принести себя в жертву за грех, которая спасёт «всех тех, у кого сокрушённое сердце и кающийся дух» (2 Нефий 2:7).

Большинство Святых последних дней знакомы с идеей принесения в жертву сокрушенного сердца и кающегося духа в качестве нового образца, данного Иисусом Христом после Его распятия, являвшегося «бесконечной жертвой» (Алма 34:10,14), после которой принесение в жертву животных больше не принималось. Иисус, непосредственно перед Своим посещением народов из Книги Мормона после Своего воскресения, так сказал по этому поводу:

«И вы больше не будете совершать пролитие крови в подношение Мне; да, ваши жертвы и ваши всесожжения прекратятся, ибо не приму Я ваших жертв и ваших всесожжений.  И вы будете приносить Мне в жертву сокрушённое сердце и кающийся дух. И всякого, кто придёт ко Мне с сокрушённым сердцем и кающимся духом, того Я крещу огнём и Духом Святым» (3 Нефий 9:19-20).

Если это было новое требование, данное Спасителем после Его смерти, тогда откуда об этом знал Нефий, и почему он ожидал, что его народ будет жить в соответствии с этим требованием, хотя они по прежнему жили по закону Моисееву и приносили в жертву животных?

Идея принесения в жертву «сокрушенного сердца и кающегося духа» редко встречается в Ветхом Завете и совсем не встречается в Новом. Мысль о том, что это учение исходит непосредственно от Иисуса Христа, принадлежит исключительно книге 3 Нефия.

Однако, как указывает Дана Пайк, профессор по древним Священным Писаниям, хотя жертвоприношения животных должны были прекратиться после того, как Иисус выполнил эту часть Закона, основные аспекты, принципы и таинства Евангелия были установлены с самого основания мира. Относительно закона жертвования он объясняет:

«Просто также как учению о вере во Христа, покаянии и крещении водой учили с того самого времени, как первые люди стали жить на земле, точно также закон жертвования был дан Адаму и Еве во время их изгнания из сада Эдемского» (Моисей 4:27) …

Следовательно, Святые последних дней признают, что как вера, покаяние, послушание и другие законы Евангелия были необходимы, чтобы претендовать на спасение во времена до земной жизни Иисуса Христа, также Господь ожидал выполнения требования о том, чтобы первые ученики Господа с искренней преданностью участвовали во всех аспектах закона жертвы на протяжении предшествовавших тысячелетий. Это не было чем-то впервые объявленным Нефийцам, жившим в то время, когда Сын Божий завершил Свою спасительную миссию».

Пайк обосновывает свой вывод, отметив, что «в то время как упоминания в Ветхом Завете и в ранней части Книги Мормона, которые убедительно обозначают сокрушенное сердце как жертву Богу, сравнительно немногочисленны, всё же они действительно существуют».

Два основных примера, которые он приводит, взяты из Псалмов.

  • «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Псалом 33:19).
  • «Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:18,19).

Пайк объясняет, что эти два примера, наряду с использованными в ранней Книге Мормона терминами «сокрушенное сердце» и «кающийся дух», «достаточно ясно указывают на то, что этот принцип преподносился и был понятен народу Завета ещё до земной миссии Иисуса Христа. Необходимость того, чтобы ученики приносили в жертву Господу сокрушенное сердце и кающийся дух, предположительно, была частью закона с самого начала. Она не была учреждена Иисусом впервые в 3 Нефии 9:19-20».

Причины

 

Поскольку учение о принесении в жертву «сокрушенного сердца и кающегося духа» не находит явного отражения в Новом Завете, многие могут полагать, что это учение относится только к христианской эре, и могут высказывать претензии к Книге Мормона в связи с тем, что данное учение упоминалось в начале седьмого века до нашей эры пророком Легием.

Однако, как показал профессор Дана Пайк, эта идея, хотя и редко, встречается в Ветхом Завете, а точнее в отрывках из псалмов, которые вероятно предшествуют времени Легия. Это является доказательством того, что Легий и его потомки могли знать о требовании принесения в жертву «сокрушенного сердца и кающегося духа» наряду с жертвоприношением животных. Кроме того, это показывает, что более духовный вид жертвы был действительно ценным, тем более, что жертва в виде приношения животных была прекращена когда Мессия пришёл, чтобы принести истинную и бесконечную искупительную жертву.

Это является важным уроком для современных читателей Книги Мормона. Независимо от того, какую жертву мы предлагаем Господу — будь то наше время, наши таланты и т. д., — если это не будет сделано с истинным жертвованием наших сердец и духов, то такая жертва не может быть полностью приемлема для Господа. В 3 Нефии 12:19 Иисус дал как суть нового закона заповедь, «чтобы вы уверовали в Меня, и чтобы вы покаялись в ваших грехах и пришли ко Мне с сокрушённым сердцем и кающимся духом».

Как отметил старейшина Д. Тодд Кристоферсон, «если вы будете искать благословения обращения, вы можете принести Господу в дар сокрушенное, или кающееся сердце, и сокрушенный, или смиренный дух. На самом деле это дар себя — какие вы есть, или какими вы станете».

 

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Book of Mormon Central. Переводчик Анна Селимова.