Слушать Святого ДухаЕсли для того, чтобы стать Богом необходимо иметь тело, то как Святой Дух, у которого тела нет, получил статус божества?

Какой удивительный вопрос! Он действительно заставил меня остановиться и задуматься, поскольку никогда раньше я не замечал этого, казалось бы, очевидного провала в доктринальной логике. Должен заметить, что в большой мере тем, что привлекло меня в Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, стал тот факт, что, на мой взгляд, по сравнению с другими конфессиями, здесь всё совершенно логично. Другими словами, всё, во что мы верим, логично вытекает из всего остального, во что мы верим. В нашей вере есть очень, очень мало «дыр».

Краткая заметка

Хочу кратко заметить, что Святой Дух не является исключительным в своём положении Бога без физического тела. Иисус Христос был также известен как Иегова Ветхого Завета, «Бог Авраама, Исаака, и Иакова». В Книге Моисея 1:33 Бог Отец говорит: «И миры без числа сотворил Я; и сотворил Я их также для Моей собственной цели; и Сыном Я сотворил их, Который есть Единородный Мой». Старейшина Джеймс И. Талмейдж заметил: «Иисус Христос был Богом ещё до того, как получил тело из плоти» («Иисус Христос»).

Неоднозначные слова

Но чтобы действительно ответить на ваш вопрос, я думаю, нам необходимо рассмотреть неоднозначное и непонятное слово «бог». Значение этого слова отличается даже внутри христианских конфессий. Католики используют его, чтобы обращаться к Отцу, Сыну и Святому духу, как единому существу. Мы, мормоны, стараемся использовать слова так, как это делают другие, чтобы иметь связь с ними, или, по крайней мере, в стремлении говорить на их языке. Но, благодаря восстановленному Евангелию с дополнительными Священными Писаниями и знаниями, я не думаю, что слово «бог» достаточно, чтобы классифицировать и разъяснить различные уровни силы, которую могут иметь целестиальные и смертные существа.

Поэтому, давайте  разграничим эти два:

Бог: термин, обычно применяемый к сверхъестественным и могущественным существам (независимо от того, какая религия использует это слово).

Возвышение: «Возвышение — это вечная жизнь, жизнь, которую ведёт Отец. Он живёт в великой славе. Он совершенный. Он обладает всем знанием и всей мудростью. Он является Отцом духовных детей. Он является Создателем. Мы можем стать подобными нашему Небесному Отцу. Это и есть возвышение» («Основы Евангелия» глава 47).

Кто является нашими Богами?

Для нас понятие Бог преимущественно относится к Отцу наших духов, Элохиму. Президент Джозеф Ф. Смит сказал: «Бог, Отец Вечный, которого мы обозначаем возвышенным именем-титулом «Элохим», в буквальном смысле, родитель нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, и всех духов человеческих. Элохим — это Отец во всех смыслах, которые указал Иисус Христос, и определенно Он является Отцом наших духов» («Отец и Сын: доктринальное разъяснение первого Президентства и Двенадцати», журнал «Improvement Era», август 1916).

Мы считаем, что единородный Сын Иисус Христос и Святой Дух — это самостоятельные сущности, отдельные от Отца. Но мы также часто упоминаем Сына и Святого Духа, как богов. Почему? Потому что они в совершенстве работают в единении с Отцом, являясь в полной мере послушными Его заповедям, и прекрасно понимая Его план спасения.

Иисус Христос превосходит всех остальных детей Небесного Отца в результате следующих причин: 1. Его старшинства, как старейшего, или первенца; 2. Его уникального статуса во плоти, как потомка смертной матери и бессмертного, или воскресшего и прославленного Отца; 3. Он был выбран и предназначен как единственный Искупитель и Спаситель человеческого рода; 4. Его абсолютная безгрешность («Отец и Сын»).

Иисус вёл себя, как Бог, и действительно был Богом ещё до рождения на Земле, и это было не только после Его смерти, когда Он получил совершенное, бессмертное тело, тем самым завершив процесс, в котором Он стал равным Отцу. Сейчас Иисус является возвышенным существом, способным в полной мере помочь нам следовать Его примеру и достичь нашего собственного возвышенного состояния.

Святой Дух часто называют «Духом Божьим». Можно ещё сказать «Дух Элохима». Отец имеет физическое тело, так же, как и Сын. Следовательно, оба Они несколько ограничены в том, что просто не могут быть более чем в одном месте одновременно. Подобное было бы нелогично. Однако, Святой Дух, не имеющий физического тела, может распространять влияние Элохима, силу, любовь и мудрость по всей земле одновременно. Святому Духу было дано особое поручение от Отца. Он в совершенстве (ключевое слово) возвеличивает своё призвание каждый день, и Он присутствует всегда.

Итак, как ответить кратко?

Необходимо ли иметь тело, чтобы быть богом? Святой Дух — третий член Божества, наделённый правами и полномочиями, соответствующими Его положению. Учитывая эти факты, очевидно, что тело не является необходимым атрибутом божественности.

Однако, если вы действительно хотите понять, как кто-либо может быть возвышен, то есть иметь всё, что есть у Отца Элохима, то да, необходимо тело, поскольку и Он имеет тело. В этом смысле Святой Дух не был полностью возвышен, но учитывая его совершенную верность, нет никаких сомнений в том, что Святой Дух будет иметь всё, что Ему необходимо, для того чтобы быть счастливым и исполненным радости, как наш Отец.

И изучая путь к возвышению, мы не должны думать, что если мы пройдём все пункты контрольного списка, мы автоматически будем возвышены. Джозеф Смит сказал: «Когда вы поднимаетесь по лестнице, вы должны начинать снизу, и подниматься шаг за шагом, пока не дойдёте до самого верха; так же и с принципами Евангелия — вы должны начинать с первого и двигаться вперёд до тех пор, пока вы не усвоите все принципы возвышения. Но пройдёт много времени после того, как вы пройдёте завесу, прежде, чем вы усвоите их. Не всегда удастся понять их в этом мире: это будет большая работа по изучению нашего спасения и возвышения даже за гранью могилы» (Учения Президентов Церкви: Джозеф Смит, 2007).

Относительно того, что может предоставить нам наше возвышение. Президент Лорензо Сноу говорил: «наше продвижение по этому пути возвышения принесёт нам полноту Господа нашего Иисуса Христа, возможность находиться в присутствии нашего Отца, получить от полноты Его, иметь удовольствие возрастать в нашем потомстве в мирах без конца; наслаждаться теми приятными моментами, которые у нас были в этой жизни, чтобы наши сыновья и наши дочери, наши мужья и наши жены были окружены всеми радостями, которые могут даровать небеса; иметь прославленные тела, как у Спасителя, свободные от болезней, и всех жизненных невзгод, свободные от разочарований и бед, и неприятных жертв, которые нам приходится здесь приносить. Благодаря постоянному развитию, наш Небесный Отец получил возвышение и славу, и Он указывает нам тот же путь, и поскольку Он облечён силой, властью и славой, Он говорит: «придите и получите те же славу и счастье, которыми Я обладаю» (Учения Президентов Церкви: Лорензо Сноу).

Оригинал этой статьи был опубликован на сайте LDS.net. Автор Майкл Ди Паоло. Переводчик Анна Селимова.