«Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя,
достаточно ли он честен» (Тит Макций Плавт).
Этот вопрос последнее время так часто даёт о себе знать, что я просто не могла удержаться от того, чтобы не разобраться в нем немного глубже. Но его неоднозначность долго не давала мне подступиться к теме всерьёз. Хотя с первого взгляда выглядит всё довольно прозрачно: мы должны быть честными. Честность – это хорошо и правильно.
В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, к которой я принадлежу, и которую люди знают как Церковь мормонов, честность даже вынесена в один из 13-ти символов веры:
«Мы верим, что нам следует быть честными, верными, целомудренными, благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям; воистину мы можем сказать, что следуем наставлению Павла: Мы всему верим, на всё надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести всё. Если есть что-либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы, мы стремимся ко всему этому».
Что же тут может быть непонятного? Однако вопросы всё же возникают. Что значит быть честным? Всегда ли это правильно? Есть множество ситуаций, в которых разные люди по-разному понимают, что такое честность. Я, например, была очень удивлена, когда мой хороший знакомый, живущий в Америке, рассказывал о том, как у них в университете относятся к списыванию студентов друг у друга. То есть о той самой практике, которая в наших учебных заведениях считается вполне в порядке вещей. Там же, если человека застают за списыванием, то его вполне могут даже исключить из университета, причём вместе с тем студентом, который дал ему списать.
Понять и принять такую позицию после многих лет обучения в нашей школе, мне было нелегко. Мы-то искренне верили, что дать списать кому-то домашнее задание – это значит помочь ему. И дело это было настолько повсеместным и естественным, что мы даже не задумывались о моральной стороне такого подхода. Кроме того, зачастую те, кто предпочитают быть честными и делать все, не прибегая к помощи соседа и шпаргалок, часто оказываются в проигрыше по сравнению с менее щепетильными одноклассниками. Взять хотя бы Единый Государственный Экзамен, который наделал много шума, когда все варианты ответов на задания оказались заблаговременно выложены предприимчивыми гражданами в Интернет, и многие выпускники, особенно не слишком уверенные в своих силах, с радостью ими воспользовались. Это привело к тому, что высокие баллы оказались не только у самых подготовленных, но и у самых хитрых. Можно понять разочарование тех, кто весь год корпел над учебниками, чтобы в итоге по оценкам сравняться с теми, кто к этим учебникам лишь изредка прикасался…
Но всякий раз, когда мой собственный ребёнок оказывается перед непростым выбором – выучить или списать, – я вспоминаю доводы того самого американского приятеля. Мало кому хотелось бы придти лечиться к врачу, который вместо того, чтобы изучать методы лечения различных заболеваний, просто списывал у соседа; или отдать своего ребёнка к учителю, знания которого сосредоточены не в голове, а в шпаргалках; или жить в доме, спроектированном безграмотным архитектором.
Но именно так зачастую и происходит, и будет происходить дальше, до тех пор, пока каждый из нас не решит быть честным.
Кто-то сказал, что в наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. К сожалению, это недалеко от истины. Однако мы можем решить для себя оставаться честными, даже если когда-то это выглядит невыгодным. Представьте себе только, как преобразилось бы наше общество, если бы дети в школе стали рассчитывать на себя, а не на шпаргалки; взрослые работали исключительно честно; никто не пытался бы обмануть другого. Наверное, такое время наступит только тогда, когда на Земле будет править Иисус Христос. Но пока это не так, и честность требует определённой доли решимости.
Наверное, заповедей, соблюдение которых не требовало бы никаких усилий, в принципе не существует. И повеление Бога быть честными, в этом смысле, не исключение. Когда я смогу сказать, что абсолютно честна со всеми, включая себя саму и Бога, можно будет считать, что я значительно продвинулась на пути к совершенству. Ведь по существу честность и непорочность очень близки.
«Основа почти всякой нечестности и фактор, подпитывающий её – это своего рода внутреннее искривление, которое мы называем самооправданием. Это первая, худшая и наиболее коварная форма обмана – обман самих себя», – говорил Спенсер Кимбалл, бывший руководителем Церкви Иисуса Христа Святых последних дней во второй половине XX века. И тут сложно спорить. Способность признавать правду перед самим собой и быть к себе требовательным и есть честность. Это не просто, часто даже болезненно и неприятно, но другого пути приблизиться к Богу просто нет. И было бы лицемерно ожидать честности от других, если мы не можем предложить её сами.
Несколько лет назад, когда мои дети ещё были не слишком большими, мы отправились в аквапарк. Этот поход обещал стать настоящим праздником, ведь позволить себе подобное удовольствие нам удавалось нечасто. Но в том аквапарке оказались весьма строгие требования. С большей части горок можно было кататься лишь по достижении десятилетнего возраста. Зона же отведённая для младших детей, была мала и не отличалась особым разнообразием развлечений. Моему старшему сыну на тот момент исполнилось девять. Думаю, понятно, что мало сказать, что он был расстроен. День в аквапарке из радостного события грозил перерасти в самое большое разочарование нашего отпуска. «Ну, хорошо, – сказала я сыну, – Ты можешь говорить, что тебе уже есть десять лет». И подумала, что этот невинный обман никому не принесёт вреда, а ребёнок будет счастлив.
Так оно и выглядело на первый взгляд. Мы благополучно откатались на всех имевшихся в аквапарке горках, поплескались в бассейнах, позагорали в шезлонгах и отправились домой. Я уже совсем забыла об этом событии, как однажды, когда мы ехали в автобусе, мой младший ребёнок вдруг сказал: «Мама, давай не будем за меня платить». Я удивилась, ведь я всегда старалась учить детей быть честными. «Давай скажем, что мне ещё нет шести, – сказал сын, глядя на меня чистыми глазами, – Как тогда, в аквапарке, помнишь?»
Вот тогда я поняла всю серьёзность того, что я сделала. Своим казавшимся таким незначительным обманом, я показала детям, что в неправде нет ничего страшного; что иногда правду допустимо немного исказить, если это выгодно; что то, чему я учу, не всегда соответствует тому, что я делаю. Исправить сложившуюся ситуацию, в конечном итоге, оказалось гораздо сложнее, чем её создать.
У меня нет готовых решений относительно того, как быть честным во всех ситуациях. Но я точно знаю, что это того стоит. Истинная честность освобождает нас от бремени стресса и тревог и позволяет спокойно спать по ночам, восстанавливает нашу уверенность в собственных силах и позволяет людям доверять нам. Но самое большое благословение, приходящее благодаря честности – это возможность постоянно ощущать поддержку Святого Духа и присутствие Бога в нашей жизни.
Автор Анна Марталлер.