Птицы в небе

Мы с родителями часто отдыхали на море. Пока мама готовила обед в нашем маленьком домике, а папа отдыхал в тени пальм с газеткой в руках, нам, детям, было позволено плескаться на берегу. Заходить в воду, правда, разрешалось не глубже, чем по пояс. Так мы и проводили время в очередной раз.

Мои друзья, которые были несколько старше меня, немного умели плавать и к тому же являлись счастливыми обладателями надувных кругов, могли позволить себе заплыть подальше и оттуда поддразнивали меня. Некоторое время я терпела эту ситуацию, а потом в мою юную голову пришла мысль: «А что мне мешает поплыть туда вместе с ними?». В свои шесть лет я чувствовала себя уже достаточно взрослой и самостоятельной, родителей рядом не было, и ощущение свободы было полным. Я ухватилась за круг одного из приятелей, оказавшихся ближе всех к берегу, и, бодро работая ногами, вместе с ним двинулась в сторону от берега. Некоторое время мы мирно продолжали наше продвижение, моё детское сердце восторженно билось. Затем приятелю эта игра показалась слишком скучной, он решил, что будет гораздо веселее, если ему удастся отцепить мои пальцы от круга, который он по праву считал своим. Это казалось забавным и мне до тех пор, пока мои руки не соскользнули с мокрого круга. Я поняла, что опоры нет. Нигде. Ноги, в панике барахтавшиеся под водой, не находили дна. Плавать я не умела. Только беспомощно висела топориком, лихорадочно колотя руками по волнам. Кричать мешала вода, заливающая лицо. Моя свобода превратилась в кошмар. Помню чьи то руки, выносившие меня на берег, горячий песок и собственные судорожные рыдания.

Чем взрослее мы становимся, тем чаще задумываемся над тем, что же значит для нас свобода, каким образом, и для чего мы её можем использовать. Мы стремимся освободиться из-под опеки родителей, из-под власти предрассудков, или того, что мы таковыми считаем, от чужого влияния и от многого другого.

Чаще всего, отвечая на вопрос, что же такое свобода, люди говорят, что это возможность делать то, что ты хочешь, возможность ни от кого не зависеть и поступать по собственному разумению. Некоторые определяют свободу, как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие утверждают, что это — способность делать выбор на основе различения добра и зла. Немецкий философ Эрих Фромм утверждал, что свобода — есть цель человеческого развития. Говоря о свободе, мы подразумеваем, что это нечто очень желанное для человека.

Наверное, тут уместно было бы говорить о том, что свобода может быть внешняя и внутренняя. И не всегда одно вытекает из другого. Порой люди, находящиеся в очень стеснённых жизненных обстоятельствах, да даже в тюрьме, внутренне могут быть более свободны, чем те, кто казалось бы, имеют всё необходимое. Говоря о свободе, мы часто подразумеваем вещи совершенно различные. Но всё же большинство трактований этого понятия сводится к тому, что свобода невозможна без знания, без понимания и видения истины. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», — читаем мы в Евангелии от Иоанна.

Согласно учению Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церкви мормонов), свобода воли, как способность самостоятельно принимать решения и действовать, дана всем людям, как дар от Бога. Эта возможность внутреннего самоопределения личности перед лицом добра и зла является одним из самых фундаментальных свойств человеческой личности. Свобода, не имеющая в качестве своего основания неизменных принципов — это не более, чем иллюзия.

В этой связи вспоминается интересный пример, приведённый Стивеном Кови в известной книге «Семь навыков высокоэффективных людей», когда группа людей прокладывает себе дорогу в джунглях с помощью мачете. Они свободны двигаться в любом направлении, они могут разработать эффективную тактику скорейшего продвижения, но если в этой группе не окажется никого, кто взобравшись на самое высокое дерево, сможет оценить ситуацию и сказать: «Мы движемся не в ту сторону», то чем эффективнее рубщики работают своими орудиями, тем дальше от цели они окажутся. И можно ли тогда считать, что они эффективно воспользовались своей свободой?

Если мы не видим цели, или не понимаем смысла, не ищем знания, наши действия будут хаотичны, и свобода в лучшем случае окажется лишь внешней. Только через вдохновение, приходящее свыше, люди могут подняться над мелкими пристрастиями и ощутить всю глубину и наполненность жизни.

Часто люди, далёкие от Церкви, полагают, что верующие стремятся соблюдать заповеди из страха перед наказанием. Возможно, для кого-то это и является стимулом. Но чем глубже я изучаю учения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, тем больше понимаю, что царство Бога — это царство свободы. И цель Церкви не в том, чтобы лишить нас воли, прав или свобод, а в том, чтобы дать возможность эту свободу обрести через Евангелие Иисуса Христа. Мы стремимся соблюдать заповеди, потому что это единственный путь к счастью и осознанной свободе, а также возможность проявить нашу любовь к Богу. Может ли считаться свободным человек, живущий во грехе, только потому, что он сам выбрал этот путь? Свобода воли предоставляет нам возможность действовать самостоятельно, в том числе и неверно — и получать последствия собственных поступков. «Что посеет человек, то и пожнёт», — говорится в Новом Завете. Бог да нам указатели и путь, и в нашей власти следовать им или прокладывать свою дорогу.

Апостол Павел, обращаясь к Римлянам, говорил: «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

Мы действительно свободны выбирать свои действия, но их последствия приходят независимо от нашего желания. Господь дарует благословения тем, кто разумно использует свою свободу. Воля Бога состоит в возвышении людей, а самую великую степень свободы, которой только может обладать человек, приносит послушание Евангелию Иисуса Христа.

В известной песне группы Ария есть такие слова:

Я свободен, словно птица в небесах,
Я свободен, я забыл, что значит страх…

Сложно не согласится с тем, что настоящая свобода предполагает отсутствие страха. «Не бойся, только веруй», — говорит Господь. Истинная вера изгоняет страх и дарует свободу. «Где Дух Господний, там свобода», — провозглашает апостол Павел. Давайте наполнять Духом Господа нашу жизнь, и тогда свобода станет неотъемлемой её частью.

Автор Анна Марталлер.