Пустая гробница после воскресения Иисуса

Один из мормонских археологов пришел к иному мнению в отношении традиционного представления о дне, когда наступила смерть Иисуса Христа. И вот почему.

Сейчас пасхальный сезон, и поэтому мы вспоминаем об Искуплении Иисуса Христа, Его распятии и Его воскресении. Новый Завет ясно дает понять, что Его Воскресение произошло в первый день недели, которым многие страны в наше время считают воскресенье. Но для некоторых людей станет неожиданностью узнать, что традиционное понимание о том, что пятница является днем распятия, не поддерживается в Священном Писании. Скорее, отдельные намеки как в Новом Завете, так и в Книге Мормона, указывают на четверг, как на день недели, когда был распят Иисус.

Десятки этих сведений были изложены в недавно опубликованной академической статье, которую я сам подготовил, и которая появилась в последнем номере Квартальных исследований УБЯ (декабрь 2015 года). В этой статье показано, что Иисус был распят на пятый день недели или, по мнению многих, в четверг. Это произошло в 30 г. н. э. (а не в 33-м году, как по-прежнему считают даже многие мормонские источники). Кроме того, календарной датой того самого четверга было 6 апреля по юлианскому календарю, который в то время использовали римляне. Сейчас я хотел бы рассмотреть лишь несколько основных моментов.

Новый Завет и ссылки на смерть Иисуса

Во всех четырех Евангелиях Нового Завета существует единственное место с однозначным упоминанием периода времени, которое прошло между смертью Иисуса и Его воскресением. Есть, конечно, десяток ссылок, где говорится, что Его тело будет находиться в могиле Иосифа из Аримафеи в продолжении трех дней. Но одиннадцать из них являются пророчествами, сделанными до событий, связанных со смертью Иисуса. И формулировка в них также может показаться неоднозначной, так как в каких-то из этих мест говорится, что «на третий день» Иисус воскреснет из гроба (например, в Евангелии от Матфея 16: 21), в то время как в других сказано — «через три дня» (Марк 8: 31).

Единственное фактическое упоминание времени, которое прошло между распятием и воскресением, находится в Евангелии от Луки 24: 20-21, в разговоре двух учеников, которые беседовали с воскресшим Господом на пути из Иерусалима в Эммаус. Во время этой беседы, которая произошла во второй половине дня в воскресенье, когда Иисус воскрес, ученик Клеопа объяснял незнакомцу, который шел вместе с ними (они тогда еще не поняли, что это Спаситель), что Иисус был предан на смерть первосвященниками и распят. Потом Клеопа сказал: «Уже третий день ныне, как это произошло». Это указание на время очень конкретно: воскресенье было третьим днем с того времени, как Иисус был убит, и это означает, что суббота была вторым днем после распятия, а пятница первым — ясно указывая на то, что распятие, на самом деле, произошло в четверг!

Это единственное, но очень конкретное место в Евангелии от Луки 24 не оставляет никаких сомнений относительно временных рамок всего происшедшего. И так как там используется понятие «третий день», вполне вероятно, что некоторые пророческие заявления, содержащиеся в четырех Евангелиях, где также упоминается «третий день», следует понимать таким же образом — что Иисус воскрес на третий день после Своего распятия.

Единичное пророчество, сделанное Иисусом, находится в знаменитом месте в Евангелии от Матфея 12: 40. Предсказывая Свои смерть и воскресение, Иисус провозгласил: «так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Очень важно здесь не только то, что там упоминаются три ночи, а также, что Он будет находиться в это время в могиле. Традиционная идея распятия в пятницу означала бы, что Иисус был в гробнице в пятницу вечером и в субботу вечером. Но если бы распятие произошло, на самом деле, в четверг, то это означало бы, что Иисус действительно провел три ночи в гробнице — четверг, пятницу и субботу — до того, как Он восстал в воскресное утро.

Пасха и Праздник субботы

Многие задавались вопросом, как Иисус мог быть убит в четверг, когда все четыре Евангелия указывают на то, что на следующий день после Его смерти был день субботний. Поскольку еврейский субботний день — это и есть суббота, разве это не означает, что смерть Иисуса должна была наступить в пятницу? Но ответ очень прост: нет. Хотя такая логика и существует среди традиционных представителей христианства, которые уже почти две тысячи лет отмечают пятницу, как день распятия Иисуса, они забыли принять во внимание то, что Иисус умер накануне Пасхи, и что эта Пасха (Песах) — это Праздник субботы. Независимо от того, на какой день недели выпадает Песах, этот день считается субботним.

В еврейской практике существует два понятия субботы — обычное понимание субботнего дня и Праздник субботы, который может выпасть на любой день. У него даже есть особое название в еврейском языке — Йом Тов, что дословно переводится, как «хороший день». В моей публикации в Квартальных исследованиях УБЯ я продемонстрировал, как в Евангелии от Иоанна показывается, что за распятием Иисуса следовал Праздник субботы. В Иоанне 19: 31 говорится: «Ибо та суббота была день великий» — греческий термин megalē hé Hemera, в буквальном смысле, означает «великий день» — кажется, что именно так описывал Иоанн ивритский термин «Йом Тов» в греческом варианте своего Евангелия.

Также в этой статье показывается, что в 30 г. н. э. Йом Тов, «высокий день» Песаха, выпал на пятницу. Следовательно, днем распятия Иисуса должен был быть четверг, за день до Праздника субботы. Там также объясняется, почему смерть Иисуса наступила в 30-й (а не 33-й) г. н. э.. (а не 33-й), и это основано на широко известной продолжительности жизни Иисуса, которая, как подтверждает и Книга Мормона, составляла 33 года, а также последней возможной дате рождения Иисуса, которой могла быть зима где-то 5/4 гг. до н. э.

Смерть Иисуса согласно Книге Мормона

Распятие Иисуса Христа

И наконец, Книга Мормона также предоставляет ключевую информацию, указывающую на четверг, как на день распятия. В Книге 3-го Нефия говорится, что в то время, когда Иисус умер в Иерусалиме, в древней Америке налетела большая буря (см. 3 Нефий 8: 5, сравните также с Геламан 14: 21). После шторма, который продолжался где-то три часа, в течение трех дней земля была покрыта тьмой, которая служила свидетельством смерти Иисуса и совпала с тем временем, когда Его тело находилось в гробнице в Иерусалиме (см. 3 Нефий 8: 19-20 и 10: 9, сравните 1 Нефий 19: 10 и Геламан 14: 20). Из-за вращения Земли, разница во времени между Иерусалимом и Северной и Южной Америкой составляет несколько часов — в частности, разница между Иерусалимом и центральным часовым поясом Америки составляет восемь часов, при этом в Америке все происходит на восемь часов позже, чем в Иерусалиме.

Поскольку смерть Иисуса наступила в «девятый час» (От Матфея 27: 46), около трех часов дня по Иерусалимскому времени, час Его смерти был бы около семи утра по центральному времени в Америке. В этот момент трехчасовой шторм в Америке утих, и наступила темнота. Принимая это во внимание, если смерть Иисуса произошла в пятницу в три часа дня по времени в Иерусалиме, то начало темноты в Америке должно было начаться в семь утра в пятницу утром. Поэтому тьма была бы весь день в пятницу и весь день в субботу. Но было бы невозможно, чтобы тьма стояла все три дня до воскресения Иисуса, так как Он воскрес из мертвых и покинул гробницу в воскресенье рано утром в Иерусалиме, задолго до полуночи в субботу вечером в Америке. Но если бы распятие было в пятницу, то тьмы в воскресенье в Америке вообще не было бы. А темнота в пятницу и субботу — это всего два дня, а не три.

С другой стороны, если бы распятие случилось в четверг в три часа дня в Иерусалиме, тогда в Америке в четверг в семь утра по центральному времени наступила бы тьма и продолжалась бы весь день в четверг, пятницу и субботу — три полных дня — до воскресения Иисуса в воскресенье. Таким образом, информация о трех днях тьмы в Книге Мормона ясно показывает, что распятие должно было произойти в четверг.

Идея о том, что Иисус был распят в пятницу, появилась впервые в не-еврейских христианских источниках во втором веке нашей эры, придуманная людьми с хорошими намерениями, но которые не были связаны с Церковью Нового Завета и не были знакомы с еврейским календарем и их Праздниками. Новый Завет вместе с Книгой Мормона, которая является еще одним свидетельством об Иисусе Христе, показывает, что четверг пасхальной недели был именно тем днем, когда Он совершил Свою искупительную жертву за всех нас.

Оригинал этой статьи был первоначально опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Джеффри Р. Чадвик. Переводчик Елена Шэннон.