Благодаря достижениям криминалистики было восстановлено наиболее известное лицо в истории

С самого первого раза, когда дети из христианских семей заходят в класс Воскресной школы, образ Иисуса Христа откладывается в их умах. В Северной Америке Он чаще всего изображается более высоким, чем Его ученики, худощавым, с длинными, волнистыми каштановыми волосами, светлой кожей и светлыми глазами. Каким бы знакомым не был этот образ, он изначально неверен. Человек с такими особенностями и физическими данными очень сильно отличался бы от всех остальных в том районе, где жил и служил Иисус. Конечно, авторы Библии должны были бы отметить столь разительный контраст.

Напротив, согласно Евангелию от Матфея, когда Иисуса арестовывали в Гефсиманском саду перед распятием, Иуде Искариоту пришлось указать солдатам, кто есть Иисус, потому что они не могли различить Его среди учеников. Кроме того вопрос о том, как выглядел Иисус затемнён тем фактом, что нигде в Новом Завете нет описания Иисуса, никакие Его черты не были раскрыты. Существует ещё одна проблема —  не осталось ни скелета, ни других останков для проведения теста ДНК.

За отсутствием фактов наши образы Иисуса основаны на воображении художников. Влияние художественной культуры и традиций может быть очень глубоким, как отмечает Карлос Ф. Кардоза-Орланди, доцент мирового христианства в Колумбийской духовной семинарии в Атланте. «В то время как западный образ преобладает, в других частях света Он показан как чёрнокожий, араб или латиноамериканец». Итак, главный вопрос остаётся: как выглядел Иисус?

Ответ пришёл благодаря удивительной новой области науки: судебно-медицинской антропологии. Используя методы, аналогичные тем, которые используют полицейские для раскрытия преступления, британские ученые при содействии израильских археологов, воссоздали то, что, как они считают, является наиболее точным образом самого известного лица в истории человечества.

Тело в качестве свидетельства

«Возникшая из физической антропологии, судебная антропология использует культурные и археологические данные, также как физические и биологические науки для изучения различных групп людей», — объясняет А. Мидори Альберт, профессор, преподающий судебную антропологию в университете Северной Каролины в Уилмингтоне. Экспертам в этой узко-специализированной сфере требуются знания генетики, человеческого роста и развития. Для своих исследований они также используют данные из области приматологии, палеоантропологии (изучение приматов и эволюции человека) и остеологии человека (изучение костного скелета). Даже такие, казалось бы, далекие области, как питание, стоматология и приспособление к изменению климата играют важную роль в исследованиях подобного рода.

В то время как судебная антропология обычно используется для раскрытия преступлений, Ричард Нив, медицинский художник, окончивший университет в Манчестере, Англии, понял, что это также может пролить свет на внешность Иисуса.

Соавтор воссоздания лиц с использованием судебно-медицинских и археологических данных, Нив и раньше вторгался на спорные территории. За два последних десятилетия он реконструировал десятки известных лиц, в том числе Филиппа II Македонского, отца Александра Великого и царя Мидаса из Фригии. Если кто-то и может воссоздать точный портрет Иисуса, то это Нив.

Воссоздание Иисуса

Описание Матфеем событий в Гефсиманском лесу даёт общее представление о лице Иисуса. Понятно, что черты Его лица были типичными для Галилейских семитов той эпохи. Итак, первым шагом для Нива и его исследовательской группы стало приобретение черепов из окрестностей Иерусалима — региона, где Иисус жил и проповедовал. Семитские черепа этого типа были ранее найдены израильскими экспертами археологии, которые и поделились ими с Нивом.

Имея на руках три хорошо сохранившихся со времён Иисуса экземпляра, Нив использовал компьютерную томографию для создания рентгеновских «срезов» черепа, тем самым раскрывая мельчайшие детали его строения.

Затем специальные компьютерные программы проанализировали имеющуюся информацию о толщине мягких тканей на наиболее важных частях человеческого лица. Это сделало возможным воссоздать мышцы и кожу на представленных семитских черепах.

Весь процесс, осуществленный с использованием программного обеспечения, был сопоставлен с результатами антропологических данных. Основываясь на этих данных, исследователи создали цифровую 3-D реконструкцию лица. Затем они сделали слепок черепа. Наряду с имитацией кожи, были задействованы слои глины, соответствующие толщине тканей лица, рассчитанных компьютерной программой. Были смоделированы нос, губы и веки, форма которых определялась основными мышцами.

Вопрос стиля

Два основных факта, которые не могут быть определены на основании черепа — это волосы Иисуса и их цвет. Чтобы дополнить эту часть картины, команда Нива обратилась к рисункам, найденным на различных археологических объектах, датируемых первым веком. Нарисованные до создания Библии, они стали решающим свидетельством, позволившим исследователям определить, что у Иисуса были тёмные, а не светлые глаза. Они также указывают на то, что в соответствии с еврейской традицией, Он носил бороду.

Однако именно Библия разрешила вопрос о длине волос Иисуса. В то время, как большинство религиозных художников представляли Иисуса с длинными волосами, большинство библейских ученых считают, что они, вероятно, были короткими и кудрявыми. Это предположение, однако, противоречит тому, что многие считают наиболее достоверным изображением: лицо, просматриваемое в изображении на знаменитой — многие говорят, скандально — Туринской Плащанице. Многие верят, что Плащаница служила пеленой, в которую было завернуто тело Иисуса после Его смерти. Хотя мнения о том, является ли плащаница подлинной, расходятся, на рисунке Он чётко изображен с длинными волосами. Те, кто подвергают сомнению подлинность плащаницы, ссылаются на 1 главу в послании Коринфянам — одну из многих книг Нового Завета, написание которой приписывают апостолу Павлу. В одной из глав он упоминает увиденного Иисуса и потом говорит о длинных волосах у мужчин, как о чем-то недостойном. Стал бы Павел писать, что «если муж растит волосы, то это бесчестье для него», если бы у Иисуса были длинные волосы? Для Нива и его команды это стало определяющим моментом. Иисус, как показано на рисунках первого века, имел бы короткие волосы, как было принято у мужчин того времени.

Исторические записи также решили вопрос о росте Иисуса. Благодаря анализу скелетных остатков, археологи чётко установили, что средний рост семитского мужчины во времена Иисуса был 5 футов 1 дюйм (155 см), при среднем весе около 100 фунтов (50 кг). Поскольку Иисус работал плотником на свежем воздухе, и Ему было где-то 30 лет, разумно предположить, что Он был более мускулистым и физически развитым, чем представляют про-западные портреты. А Его лицо, вероятно, было обветренным, из-за чего Он должен был казаться старше.

Точный портрет

Для тех, кто привык к традиционным портретам Иисуса в Воскресной школе, скульптура тёмного и смуглого ближневосточного мужчины, вышедшая из лаборатории Нива, является напоминанием о корнях их веры. «Тот факт, что Он, вероятно, выглядел гораздо более как смуглый Семит, чем привыкли видеть Его на картинах западники — это напоминание о Его универсальности», — говорит Чарльз Д. Хакетт, директор епископального обучения в школе теологии Кандлера в Атланте. «И это напоминание о нашей склонности греховно присваивать Его служению наши культурные ценности».

Лицо Иисуса Христа

Нив подчёркивает, что он воссоздал просто взрослого человека, который жил в то же время и в том же месте, что и Иисус. Как можно ожидать, с этим согласятся не все.

Криминалистическое изображение не является точной наукой, как заметила Элисон Гэллоуэй, профессор антропологии в университете Калифорнии в Санта-Круз. Детали лица, построение мягких тканей над мышечными — именно в этом вопросе техника выполнения судебных художников сильно расходится.  Гэллоуэй отмечает, что некоторые художники уделяют больше внимания тонким различиям в таких мелочах, как расстояние между нижней частью носа и ртом. И наиболее узнаваемые черты лица — изгиб глаз, строение носа и форма рта — остаются на усмотрение художника.

«В некоторых случаях сходство между реконструкцией и самим человеком может быть поразительным», — говорит Гэллоуэй. «Но в других может оказаться больше сходства с другой работой того же художника». Несмотря на эту оговорку, она делает вывод, неизбежный практически для каждого, кто хоть раз видел Иисуса Нива: «Вероятно, это намного ближе к истине, чем работы многих великих мастеров».

Автор: Майк Фийон