В преддверии Пасхи онлайн-газета Меридиан публикует статьи, в которых описываются последние дни жизни Иисуса вплоть до Его воскресения.
Они перешли Кедрон, путь через который им освещала полная луна, затем взошли на Елеонскую гору к Гефсиманскому саду – там, где они часто собирались все вместе.
Это был небольшой оливковый сад. Его название «Гефсиманский» означает «масличный пресс», и именно в этот час Иисус должен был пережить силу немыслимого, тяжелейшего давления. У входа в сад, позвав с собой только Петра, Иакова и Иоанна, Он «начал скорбеть и тосковать», и сказал им: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (От Матфея 26:38).
Затем, отойдя немного, в больших муках Иисус «пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». «Авва», – взывал Он, используя обращение к Отцу, исполненное искренней любви и покорности (От Марка 14:36).
Страдания в Гефсиманском саду
Сильные муки, которые Иисус испытал в Гефсиманском саду, не были вызваны страхом перед лицом физической боли и распятия. Так как Он был Сыном Отца вечного, никто не мог отнять у Него Его жизнь. Однако, в эти ночные часы Ему предстояло побороть все силы тьмы, взяв на Себя всю боль, все грехи, все недуги и страдания этого извращенного мира.
«Не только физическая боль, не только душевные муки были для Него такой пыткой, что исторгали кровь из каждой Его поры; это были духовные мучения, которые был способен вынести только Бог. Никакой другой человек, сколь бы велика ни была его физическая или душевная стойкость, не мог бы так страдать; ибо его человеческий организм сдался бы, и … привел бы к потере сознания и долгожданному забытью. В тот час мучений Христос встретил и преодолел все ужасы, какие только мог обрушить на Него сатана, «князь мира сего»…» (Джеймс И. Талмейдж).
В современном откровении Иисус говорит об этих минутах: «Я, Бог, претерпел все это за всех людей, дабы не страдали они, если покаются. Но если они не покаются, то должны будут страдать именно так, как Я страдал; Кое страдание заставило Меня, самого Бога, величайшего из всех, трепетать от боли и истекать кровью из каждой поры, и страдать телом и духом – и хотел не испить горькую чашу и отпрянуть» (Учение и Заветы 19:16).
В величайших духовных и физических муках Христос пережил невозможное, «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его… И, находясь в борении, прилежнее молился» (От Луки 22:44).
Этот послушный Сын, чье общение с Отцом было настолько совершенным, что Он мог сказать «Видевший Меня видел Отца» (От Иоанна 14:9), стал молиться еще прилежнее. Интересно, о чем Он молился в тот непостижимый человеческому уму момент, когда Иисус взял на Себя наказания за грехи мира и заплатил непомерный долг за наши недостатки, за которые мы никогда не смогли бы уплатить сами.
Иисус приносит плату
Он заплатил за грехи всех, кто покается во имя Его и воссоединится с Господом. И так как Господь может видеть все, что было в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем, в Гефсиманском саду Христос пережил те грехи, которые мы еще не совершили.
Если бы Иисус не выпил эту горькую чашу, исполнив самое тяжелое задание, которое было дано когда-либо кому-либо во вселенной, мы были бы духовно мертвы. И, согрешив, мы уже никогда не имели бы возможности снова очиститься и вернуться к нашему Небесному Отцу, оставшись вечными должниками. Без покаяния мы стояли бы перед Богом в должный день с ясным умом и имели бы «совершенное знание обо всей своей вине и своей нечистоте, и своей наготе».
Однако благодаря покаянию, ставшему возможным благодаря совершенному Сыну – Агнцу, принесенному в жертву для оплаты за наши грехи, – мы можем обрести новую жизнь, и тяжесть наших грехов и чувства вины будет облегчена. Разве найдется кто-либо в этом печальном мире, полном разочарований, кому не нужен этот дар? Когда в полном отчаянии мы воззовем: «О Иисус, Сын Божий, помилуй меня, исполненного горькой желчи и опутанного вечными оковами смерти» (Алма 36:18), нас услышит Тот, Кто был в ту ночь в Гефсимании и преисполнен милости к нам.
«Однажды ночью мне приснилось… что я нахожусь в Гефсиманском саду, что я свидетель мук Спасителя… Я стоял за деревом, росшим на переднем плане… Иисус вместе с Петром, Иаковом и Иоанном прошел через маленькую калитку справа от меня… Когда Он молился, по Его лицу, обращенному ко мне, струились слезы. Я был так взволнован увиденным, что тоже заплакал, преисполненный сочувствия к Его великой скорби.
Я рвался к Нему всем сердцем. Я полюбил Его всей своей душой и ничего так не желал, как оказаться рядом с Ним…. Спаситель и те же три Апостола… должны были удалиться… Я больше не мог этого вынести. Я выбежал из-за дерева, упал к Его ногам, обхватил Его колени и стал умолять Его взять меня с Собой. Я никогда не забуду ту доброту и нежность, с которой Он нагнулся, поднял и обнял меня…
Я чувствовал даже тепло Его груди, к которой я прижался. Затем Он сказал: «Нет, сын мой; они закончили свой труд и могут идти со мной, а ты должен остаться и закончить свой». Я все еще не отпускал Его. Глядя вверх и всматриваясь в Его лицо (ибо Он был выше меня), я горячо умолял Его: «Хорошо, но обещай мне, что в конце концов я приду к Тебе». С приятной и мягкой улыбкой Он ответил: «Это будет зависеть только от тебя самого»» (Орсон Ф. Уитни, «Искупление Иисуса Христа», Джеффри Р. Холланд, Лиахона, март 2008 ).
Местоположение масличного пресса
Так же, как все созданное в мире свидетельствует нам о Спасителе, так и Гефсиманский сад – там, где отжималось оливковое масло, – несет тихое свидетельство о той страшной ночи. Оливковое масло имело очень важное значение в жизни народа Израилева. Благодаря оливковому маслу, которое использовалось в лампах, темной ночью можно было зажечь свет. Оливковое масло служило целительным бальзамом для ран, а оливковая масса использовалась в качестве топлива. Но единственным способом получить оливковое масло было подвергнуть оливки большому давлению, раздавливая их на каменном прессе. Под этой тяжестью оливки, будучи изначально горькими, давали масло, которое имело сладкий вкус.
Так же и с Искуплением. Из горечи той ночи вышло нечто драгоценное и сладостное – то, что дает свет в ночи. Когда нас помазывают освященным маслом, Исцеление приходит к нам благодаря жертве Христа, Который должен был пережить давление пресса, чтобы дать нам целительный бальзам для наших ран.
Иисус просил Своих апостолов Петра, Иакова и Иоанна не спать, но дважды Он находил их «спящими от печали» (От Луки 22:45). Он сказал им: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» Затем добавил, пожалев их: «Дух бодр, плоть же немощна». И наконец, в третий раз Он нашел их спящими и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (От Матфея 26:41-45).
Предательство
Возможно, что уже в эту самую минуту Он увидел приближающиеся огни факелов. Это были вооруженные солдаты, которых вел к ним Иуда. «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (От Иоанна 13:18).
Подойдя к Иисусу, Иуда не только поприветствовал, но и «поцеловал Его» (От Матфея 26:49).
Пытаясь предотвратить арест Иисуса, Петр поднял свой меч и отсек правое ухо Малху, слуге священника. Однако, Иисус, дотронувшись до его уха, исцелил его, добавив: «Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (От Матфея 26:53). Ибо настал момент, когда небеса не должны были вмешиваться, и Иисус должен был позволить написанному в Священных Писаниях свершиться.
Когда солдаты схватили Иисуса, «они увидели перед собой утомленного, безоружного человека, кого предал один из Его самых близких товарищей, и чей арест мучительно и безнадежно наблюдала горстка испуганных галилеян». Это было началом долгой, тяжелой ночи допросов. Сначала Его отвели к распутному, жадному Анне – бывшему первосвященнику, отслужившему семь лет. Будучи одним из самых развратных людей на земле, он привел к власти и контролировал нынешнего первосвященника, который выполнял каждое его слово.
В доме Каиафы
После этого усталого Иисуса повели к Каиафе, нынешнему первосвященнику, у которого, по крайней мере, был собран синедрион. И вот, перед ними стоял узник, не совершивший ни одного преступления. «Перед ними стояла очень сложная задача, ибо они сами не могли между собой согласиться по всем обвинениям, кроме одного – что человек по имени Иисус должен быть предан смерти» (Брюс Р. Макконки, Mormon Doctrine). Однако, так как они должны были предъявить Ему какое-то обвинение, они пытались найти ложных свидетелей.
Нашлось много людей, которые жаждали дать ложное свидетельство, но «их свидетельства были настолько ложными, настолько смутными и противоречивыми, что дело никуда не продвигалось». Следя за всеми этими спорами, Иисус молчал, что только еще больше смущало Каиафу пока, наконец, он не спросил: «Ничего не отвечаешь? … заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Тогда Иисус (ибо это уже ни для кого не было секретом) ответил: «Ты сказал» (От Матфея 26:62-64).
Предательство Петра
В это время Петр ждал во дворе, общаясь с собравшимся народом и слушая ложные истории ареста. Один служащий, который впустил его во двор дворца, спросил: «И ты не из учеников ли Этого Человека?», а он сказал: «Нет» (От Иоанна 18:17).
Позднее еще один служащий сказал: «И этот был с Иисусом Назореем» (От Матфея 26:71). На этот раз, почувствовав еще большую опасность, Петр ответил: «Я не знаю этого человека». Потом, когда Петр стоял и грелся у огня, кто-то сказал: «Этот из них» (От Марка 14:70) и «Не я ли видел тебя с Ним в саду?» (От Иоанна 18:17).
Петр отрекся и поклялся: «Не знаю, что ты говоришь» (От Луки 22:60). Тогда пропел петух, и Иисус, которого в тот момент выводили из дома, повернулся и взглянул на Петра. Увидев Его лицо, наполненное любовью, и те наполненные страданием глаза, Петр, в отчаянии, вышел и горько заплакал.
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Авторы Скот и Моурин Проктор. Переводчик Ольга Малетина.
Читайте также: