Я толкала тележку через переполненные проходы, качая головой из-за нытья, доносившегося со стороны левого переднего колеса. Все вокруг смотрели на меня. Я наклеила улыбку и попыталась убедить себя, что они смотрят на дребезжащую тележку с продуктами, но я знала — они смотрели на моих детей.
Два моих мальчика плакали, слезы текли по их красным лицам, как первая струйка плотины, которую вот-вот прорвёт. В продуктовых магазинах было слишком много стимуляции. Слишком много шумов, запахов, соблазнов и людей.
Я быстрее толкала свою ноющую тележку с плачущими детьми, чтобы мы могли получить самые необходимые предметы из моего списка до того, как они полностью расклеятся. Я знала, что этот момент приближается. Совсем близко.
У нас не получилось. Я бросила свою тележку, свои продукты и свою гордость в середине очереди кассы, когда женщина спросила: «Что не так с вашими детьми?» Возможно, она никогда не видела, чтобы шестилетний и четырехлетний ребенок впадали в синхронную истерику.
Я должна признать, что это был хороший вопрос, сопровождаемый покачиванием головы. Другим покупателям повезло, что я тоже не начала кричать. Я хотела — или плакала, — пока несла обоих моих довольно больших детей в машину, по одному под мышкой. На самом деле я плакала. Я рыдала всю дорогу до дома.
Добрый путь
Я мать двоих детей-инвалидов. Это отличает меня от большинства матерей. Это может отдалить меня от удобной болтовни на детской площадке, гордого сравнения в кабинете врача и дружелюбных взглядов в очереди в магазине. Другие родители могут хотеть общаться со мной, но они не знают, как преодолеть пропасть, разделяющую наши жизни.
Многие пытаются, но обычно это приводит к неловкости. Одна из наиболее частых попыток преодолеть разрыв — это вопрос: «Что не так с вашим ребенком?»
В большинстве случаев это продуманный и неопределенный вопрос, направленный на то, чтобы объединить мой и их мир. Иногда это похоже на холодное осуждение, подразумевающее, что родители как-то несут ответственность за поведение моих детей.
Несколько лет назад женщина, которая работала в школе моих детей, научила меня более мягко подходить к этой теме. Я узнала любопытство в ее глазах и приготовился к этому вопросу.
Но то, что на самом деле произошло с этой женщиной, меня удивило.
«Расскажи мне о своих мальчиках», — сказала она. Мне потребовалось время, чтобы ответить. Честно говоря, я почувствовала облегчение. Я настолько привыкла защищать своих детей, что даже не осознавала, насколько отчаянно мне хотелось говорить о них.
Когда возникает вопрос о детях-инвалидах
Есть три группы людей:
1) незнакомцы;
2) знакомые и коллеги;
3) близкие друзья, семья и специалисты, работающие с детьми.
Хотя мне хотелось бы думать, что женщина в продуктовом магазине имела в виду самое лучшее и хотела только помочь, как незнакомец, она не была заинтересована в моей семье. Для нее было неуместно расспрашивать о моих детях в такой манере. Незнакомцы не должны спрашивать. Если вы видите кого-то с детьми-инвалидами, относитесь к ним так же, как и к другим. Обуздайте свое любопытство и ведите беседу легко и нейтрально.
Когда вы знакомы с ребенком-инвалидом или его или ее родителями, вы действительно заинтересованы в них. Забота о семье — это естественно. Если вы спросите об инвалидности в вежливой, заботливой и не угрожающей манере, это покажет искренний интерес к вашему другу или коллеге.
Если вы близкий друг, член семьи или профессионал в области работы с детьми-инвалидами, вы занимаете уникальное положение. Вы являетесь частью системы поддержки. Чем больше вы знаете об инвалидности, тем лучше сможете им помочь. Поищите достоверную информацию об инвалидности в Интернете и книгах. Проявляйте интерес к их жизни, но будьте чуткими к горю, которое могут испытывать родители, и позвольте им горевать. Будьте проницательными, понимающими и терпеливыми.
Решение проблемы инвалидности
Люди обычно реагируют на людей с ограниченными возможностями одним из двух способов: они пристально смотрят на человека или не обращают на него внимания. Последнее — обычная и понятная реакция, проистекающая из желания не обидеть. Я понимаю это, но игнорировать человека с ограниченными возможностями так же оскорбительно, как сказать что-то не то. Имея дело с людьми с ограниченными возможностями, игнорируйте инвалидность, а не человека. Встретьтесь с ними глазами; не делай вид, что их не существует.
Учась приближаться и взаимодействовать с теми, кто борется с внешними различиями, мы должны осознавать, что внутренне мы все одинаковы. Когда мы сосредотачиваемся на том, что у нас общего, инвалидность отходит на второй план, оставляя только человека со всеми его великолепными способностями.
Получение соответствующих навыков
Я узнал, что большинство людей действительно хотят включать в свой круг людей с разными способностями, но им не хватает знаний о том, как обращаться либо к самим людям, либо, как в моем случае, к родителям. Отсутствие опыта приводит к неприятным и даже болезненным встречам.
Но инклюзия — это партнерство, которое работает, только если обе стороны стараются. Родители разделяют ответственность за вовлечение своих детей в общество, что я стараюсь делать со своими мальчиками. Мне потребовались годы, чтобы научиться контролировать свои чувства и реакции.
Стараясь совершенствовать свои навыки, помните, что у каждого родителя ребенка-инвалида бывают плохие дни. Помните, они тоже учатся; требуется много практики, чтобы с радостным сердцем смотреть на мир, когда страдает самое дорогое что у вас есть, ваш ребенок.
Что нужно делать
Передайте привет, улыбнитесь
Будьте дружелюбным
Относитесь к инвалидам, как ко всем остальным
Действуйте естественно
Не избегайте зрительного контакта
Будьте искренним
Задавайте соответствующие вопросы
Научите своих детей задавать подходящие вопросы
Включите инвалидов в свой круг
Что не нужно делать
Концентрировать внимание
Пристально смотреть
Смеяться
Спрашивать, что «не так»
Игнорировать
Избегать
Шептаться
Называть людей с ограниченными возможностями «особенными»
Говорить, что вы понимаете
Шутить про инвалидность
Оригинал этой статьи был написан ldsliving.com под названием What (and What Not) to Say to Someone with Disabilities.
и был опубликован на сайте[Русский] ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2021 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.