«И увидел Бог, что это хорошо».
В Священном Писании эти слова используются несколько раз для обозначения Его одобрения Творения. От сотворения света и тьмы, земли и моря до обилия растений и животных — раскрывающееся величие, вероятно, можно было бы описать в более грандиозных терминах. Тем не менее, смысл ясен. План спасения развернулся, возвышение семьи Бога должно было начаться, и это было хорошо.
Одиночество — первая неприемлемая вещь
Однако вскоре появилось что-то нехорошее, и Бог обратил на это внимание. Ответ находится в Бытие 2:18.
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному».
Таким образом, одиночество было обозначено как первая неприемлемая вещь. От краткого уединенного существования Адама до окончательного нисхождения Искупления Христа, в котором Ему требовалось испытать отделение от Отца, для нас сегодня одиночество выступает как парализующая сила, имеющая как духовные, так и физические последствия. Согласно исследованию Университета Бригама Янга, одиночество и социальная изоляция могут увеличить риск преждевременной смерти.
Вполне вероятно, и я даже уверена, что все мы переживали одиночество. Я знаю, что да, и в такие моменты я часто обращалась к Священным Писаниям.
Одиночество в Тематическом указателе
Однако однажды у меня был разочаровывающий опыт использования Тематического указателя (я понимаю, как это странно), и он заставил меня изменить способ, которым я искала убежище от своего одиночества.
Тематический указатель, впервые созданный как труд веры учителями системы церковного образования и миссионерами полного дня, представляет собой справочник Священных Писаний, содержащий сборник из более чем 3 000 категорий и 50 000 стихов. Он использовался в течение почти 40 лет как мощный ресурс, помогающий членам Церкви изучать Священные Писания.
И все же я поймала себя на том, что заламываю руки, листая его страницы. Я знала, что ищу, и знала, что не найду. Искать было нечего, потому что в категории «Одиночество» оказалось всего несколько небольших строк текста Вот они:
См. Братство и Сестричество; Товарищество; Святой Дух, Миссия
За последние месяцы я смотрела десятки раз. Каждый раз у меня была дикая надежда, что появится что-то ещё. Не напоминание об в общении или Святом Духе, а примеры людей, которые пережили это гложущее, сводящее с ума одиночество, которым я была охвачена. Хотя это, по общему признанию, не исчерпывающий справочник, он неизбежно огорчал меня и ещё больше разочаровывал.
В глубине души я знала, что мне придется пойти и найти свои собственные ответы в Священных Писаниях. Как обычно бывает, когда я в плохом настроении, эта перспектива меня больше раздражала, и я закрывала свои Священные Писания. Но позже, проведя несколько часов в постели, слушая жужжание потолочного вентилятора, я была взволнован перспективой создания моей собственной записи в Тематическом указателе. Вот что я придумала, а также небольшую распечатку, которую вы можете использовать, чтобы вставить свои отрывки из Священных Писаний.
Адам и Ева (Бытие 2: 8, 21-25 | Моисей 3:18 | Бытие 4: 1-10 | Моисей Гл. 3-5)
Одиночество Адама не закончилось сотворением Евы. Они не только столкнулись с окончательной разлукой с Небесным Отцом после Падения, но и были первыми, кто испытал на себе все. Каким одиноким, должно быть, было для Евы, когда она пережила свою первую беременность, свои первые роды. Не было групп поддержки в Интернете или детских книжек, полных советов.
Или как насчет того, когда произошло первое убийство, и Адам и Ева столкнулись с осознанием того, что один из их сыновей убил другого? Хотя они были друг у друга и имели руководство с небес, несомненно, мантия первых людей часто вызывала одиночество.
Иов (Книга Иова)
Иов сталкивается с ужасными обстоятельствами; он теряет семью, деньги, здоровье. В разгар своей боли он чувствует себя отстраненным от Бога и сталкивается с презрением со стороны своих друзей, которые подвергают сомнению его веру и приглашают его проклясть Бога. В Иов 16:7 он говорит, что попытался бы утешить их, если бы они поменялись местами, а затем утверждает, что они заставили его чувствовать себя одиноким, сказав: «Ты разрушил всю семью мою».
Иеремия (Иеремия 8: 20-22, Иеремия 9: 1, Иеремия 15: 15-18, Иеремия 16)
Иеремия был призван быть пророком Божьим, чтобы донести до людей конкретные бедствия. Это послание не было популярным, и неуверенный в себе Иеремия должен был полагаться на силу Господа, чтобы поделиться им. В 16 главе Иеремии Господь говорит Иеремии, что он не должен брать жену или иметь детей, поскольку они будут уничтожены. Из-за крайнего зла, окружавшего его, Иеремии было сказано не входить ни в один дом, будь то пир или траур.
Иеремия не знал тепла и комфорта семьи и общества. Его высмеивали повсюду. В конце концов, он пережил глубокое горе, когда люди, которым он был призван служить, были уничтожены.
Анна (1 Царств 1: 1-18)
Сердце Анны было разбито из-за бесплодия. Хотя ее любил муж, она долгие годы оставалась бесплодной. В Священных Писаниях говорится, что она испытывала «душевную горечь» и беспокойство год за годом. Она плакала и не ела. Несмотря на попытки мужа утешить ее, она могла только в своем сердце взывать к Господу. В храме она обещала, что принесет в жертву Ему своего сына, если сможет забеременеть. Молясь об этом она стала настолько подавленной, что священник задался вопросом, не пьяна ли она.
В конечном итоге у Анны родился сын Самуил, которого она отдала Господу, когда он был молод, и родила еще трех сыновей и двух дочерей.
Марфа (Луки 10: 39-42)
Марфа Нового Завета часто используется в качестве отрицательного примера. Это женщина, которая обвиняла свою сестру и за это Господь упрекнул её. Тем не менее, она была женщиной самоотверженного служения, которая выполняла всю свою работу без посторонней помощи. Она не просто мыла пол. На самом деле Господь не говорит ей, что служение, которое она выполняет, является ненужным или недооцененным. Его мягкий упрек просто напоминает ей, что ее сестра Мария тоже выбрала «благую часть» (заметьте, не сказано лучшую).
Нефий (2 Нефий 4)
Нефий часто сталкивался с критикой и даже опасностями со стороны своих старших братьев и часто брал на себя задачу помочь своему отцу вести семью в поездках. После смерти Легия его семья снова начинает распадаться. Именно в этих обстоятельствах Нефий взывает к Господу в отчаянии из-за своих слабостей и своей неспособности преодолеть их.
Авиш (Алма 19)
Авиш – только одна из трёх женщин в Книге Мормона, упомянутых по имени. Новообращенная, она годами живёт втайне, не в силах поделиться своими убеждениями или выразить их. Когда царь Ламоний, Аммон, жена царя и все, кто их окружает, падают в обморок, она единственная, кто остаётся стоять. Она мечется из дома в дом в надежде, взволнованная, чтобы поделиться тем, что произошло через Господа, но обнаруживает, что люди начинают спорить о великом зле, которое только что случилось.
Из-за возникшего спора «она была чрезвычайно опечалена, даже до слез».
Мормон и Мороний (Мормон 6: 16-22, Мороний 1)
Призывы Мормона к своему народу – одни из самых печальных в Священных Писаниях. Годами пытаясь изменить их сердца и вести их в битву, Мормон становится свидетелем уничтожения всего своего народа. Он погиб в битве, оставив своего сына Морония скитаться по земле долгие годы, спасаясь от тех, кто мог причинить ему вред.
В Мормон 8:4 Мороний, кажется, выражает свою безнадежность, когда говорит: «Поэтому я напишу и скрою летописи в земле; и куда я пойду, не важно». Это становится ещё более ясным, когда Мороний заканчивает сокращать летопись иаредейцев и выражает свое удивление тем, что он все ещё жив.
«И ныне я, Мороний, закончив сокращение повествования народа Иареда, не предполагал больше писать, но я пока ещё не погиб; и я не открываюсь ламанийцам, дабы они не истребили меня».
Джозеф Смит (У. и 3. 121, Дж. Смит История 1: 21-23)
Джозеф Смит даже сегодня вызывает горячие споры. В своей жизни его преследовали, высмеивали, заключали в тюрьму и, в конце концов, убили. Тем не менее, когда мы говорим о брате Джозефе, кажется, что ни один момент одиночества не выделяется больше, чем его пребывание в тюрьме Либерти. Заключённый в ужасных условиях почти пять месяцев, Джозеф обращался к Господу в большом отчаянии.
Иисус Христос (Матфея 26: 38-40, Иоанна 16:32, Матфея 27:46)
Никакие слова не могут передать пример нашего Спасителя, но старейшина Джеффри Р. Холланд отразил это наиболее близко:
Со всей убеждённостью своей души я свидетельствую, что Он действительно угодил Своему Отцу совершенно и что совершенный Отец не оставил Своего Сына в тот час.
На самом деле, я лично считаю, что на протяжении всего земного служения Христа Отец, возможно, никогда не был ближе к Своему Сыну, чем в эти мучительные заключительные моменты страданий. Тем не менее, чтобы высшая жертва Его Сына была столь же полной, сколь добровольной и уединенной, Отец на короткое время лишил Иисуса утешения Своего Духа, поддержки Его личного присутствия.
От этого совершенного Сына, который никогда не говорил дурно, не поступал дурно и не касался нечистых вещей, требовалось — и это действительно было центральное место в значении Искупления — нужно было знать, что остальное человечество — мы, все мы — почувствуем, когда мы совершили такие грехи. Чтобы Его Искупление было бесконечным и вечным, Он должен был почувствовать, что значит умереть не только физически, но и духовно, ощутить, каково это, когда божественный Дух удалился, оставив одно чувство полного, жалкого, безнадежного одиночества.
Оригинал этой статьи был написан Алией Ингрем и опубликован на сайте ldsdaily под названием Here’s What I’m Adding to the Topical Guide: Loneliness