В одной из последних пьес Уильяма Шекспира «Буря», бесплотный дух Ариэль поет королевскому сыну Фердинанду песню о том, какое физическое преобразование произвело море в его утонувшем отце:
Отец твой спит на дне морском,
Он тиною затянут,
И станет плоть его песком,
Кораллом кости станут.
Он не исчезнет, будет он
Лишь в дивной форме воплощен…
Наверно, трудно придумать более «дивную форму» перевоплощения благодаря воде, чем крещение. После полного погружения при крещении мы «умираем» для греха и восстаем к новой жизни. Мы оставляем позади прежнего человека – все его согрешения, сожаления, плотские ошибки – и выходим из воды полностью очищенными и обновленными детьми Бога.
В послании к Римлянам апостол Павел учил: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (к Римлянам 6: 3).
Погружение под воду символизирует смерть нашего природного «я». Восхождение снова из воды символизирует Воскресение Иисуса Христа и наше личное возрождение, как Его заветных учеников.
Когда мы крестимся, мы следуем образцу, установленному Спасителем, который крестился погружением в реку Иордан (см. От Матфея 3: 13–17). Небесный Отец желает, чтобы каждый из Его детей был очищен от грехов, чтобы мы снова могли жить с Ним. Крещение погружением в воду, подобно Христу, является неотъемлемой частью Его Божественного плана.
Символ или завет?
Итак, обряд крещения – это символ? Но почему это также и завет?
С древних времен заветы понимались как взаимные или двусторонние обещания. Согласно Православному энциклопедическому словарю, завет – это «союз Бога с человеком, договор, завещание». Но если крещение понимается как знак того, что человек заключил завет с Богом, чтобы делать определенные вещи, что под этим подразумевается? И что Бог обещает сделать со Своей стороны?
Пророк Алма объяснил это лучше всего в следующих трех стихах в Книге Мормона:
И было так, что он сказал им: вот, здесь воды Мормона (ибо так они назывались), и ныне, поскольку вы желаете войти в стадо Божье и называться Его народом, и готовы нести бремена друг друга, дабы они были легки;
Да, и готовы горевать с горюющими, да, и утешать нуждающихся в утешении, и всегда, везде и во всех обстоятельствах быть свидетелями Бога до самой смерти, дабы вы были искуплены Богом и сопричислены к удостоившимся первого воскресения, дабы иметь вам жизнь вечную, –
И ныне, я говорю вам: если это – желание ваших сердец, то что имеете вы против крещения во имя Господа во свидетельство перед Ним, что вы вступили в завет с Ним – что будете служить Ему и соблюдать Его заповеди, дабы Он более обильно излил на вас Дух Свой? (Мосия 18: 8–10).
Из этих стихов следует, что крещеные верующие заключают следующие заветы:
- Войти в Его стадо
- Называться Его народом
- Нести бремя друг друга
- Горевать с горюющими
- Утешать нуждающихся в утешении
- Во всех обстоятельствах быть свидетелями Бога
- Служить Богу
- Соблюдать Его заповеди
В то же время Бог обещает:
- Искупить нас
- Сопричислить нас к удостоившимся первого воскресения
- Дать вечную жизнь
- Излить с избытком Свой Дух
Служить Богу всем сердцем, разумом и силой
Пророк нашего устроения Джозеф Филдинг Смит учил:
Каждый человек, крестившийся в этой Церкви, заключил завет с Господом соблюдать Его заповеди. Мы должны служить Господу всем сердцем, всем разумом и всей силой, которые у нас есть, и делать это во имя Иисуса Христа. Все, что мы делаем, должно делаться во имя Иисуса Христа.
В водах крещения мы заключили завет, что будем соблюдать эти заповеди; что будем служить Господу; что будем соблюдать первую и величайшую из всех заповедей и любить Господа Бога нашего; что будем соблюдать следующую великую заповедь и любить ближнего, как самих себя; и со всей мощью, которую мы имеем, со всей силой, со всем своим сердцем, доказывать Ему, что мы будем «жить каждым словом, исходящим из уст Божьих»; что мы будем послушными и смиренными, усердными в служении Ему, готовыми повиноваться, прислушиваться к советам тех, кто председательствует над нами, и делать все, с «оком, устремленным» на славу Божью…
Каждая крестившаяся душа, истинно крестившаяся, смирила себя. Их сердце сокрушено, их дух раскаивается. Они заключили завет перед Богом, что будут соблюдать Его заповеди, и оставят все свои грехи (Доктрины спасения, 2: 328).
Во время формального собеседования перед крещением епископ, президент прихода или уполномоченный миссионер в какой-то момент задаст следующий вопрос (или что-то в этом роде): «Когда вы креститесь, вы заключаете завет с Богом, что вы готовы взять на себя имя Христа и соблюдать Его заповеди на протяжении всей своей жизни. Готовы ли вы заключить этот завет и стремиться оставаться верными ему?» Тогда у человека, проходящего собеседование, будет возможность ответить, да или нет. На протяжении всей нашей жизни крещение может служить напоминанием о личной приверженности Иисусу Христу и вратами, ведущими назад к Нему.
Паспорт в «другую жизнь»
Давайте представим, что вы собрались в отпуск в другую страну. В большинстве случаев вы не можете просто прыгнуть на самолет и отправиться в путь. Для того, чтобы вас пропустили через границу, вам необходим заграничный паспорт с визой. При получении визы вы даете обязательства соблюдать правила и законы страны, в которую въезжаете, вернуться в установленный срок (в зависимости от визы) и т. д. Вы сами не устанавливаете правила въезда. Но вы соглашаетесь с тем, что от вас требуется, если хотите получить такую возможность.
Крещение – это своего рода паспорт в «другую страну». Оно позволяет нам пройти «границы» или врата в жизнь, ведущую к Богу. Нам еще предстоит купить билет и совершить само путешествие, но «ворота» для нас уже открыты, если мы этого хотим. Как мы уже подчеркнули выше, завет – это соглашение между Богом и человеком, но в этом соглашении мы не равны. Бог устанавливает условия для завета, а люди соглашаются делать то, что Он просит их делать. Тогда Бог обещает людям определенные благословения за послушание. Ну, и последствия за их нарушения, конечно, тоже.