Благодать или дела?
В церкви, в которой также есть много древних и современных отрывков из Священных Писаний, подчеркивающих дела праведности и важность послушания законам и таинствам Евангелия, такие отрывки из Священных Писаний, как Деяния 16:31, часто вызывают путаницу.
Когда апостол Павел был заключен в тюрьму в Филиппах, страждущий тюремщик спросил его: «Что мне делать, чтобы спастись?»
Без упоминания о послушании, покаянии или добрых делах, о которых он сам так часто говорил, Павел просто ответил: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасен будешь ты». (Деяния 16:31)
«Что касается меня, — сказал один миссионер своему товарищу, — когда кто-то начинает цитировать Павла о спасении по благодати, я просто цитирую Иакова о вере, мертвой без дел (см. Иаков 2: 17–26), и пытаюсь как можно быстрее уйти от темы».
«Прежде чем я присоединился к Церкви, — признался учитель воскресной школы, — я цитировал всем слова Павла. Теперь я просто уклоняюсь от того, что он сказал. Я знаю, насколько важны добрые дела, поэтому делаю на них акцент».
Проблема в том, что Павел, кажется, преуменьшает важность дел. Более того, как в Послании к Галатам, так и к Римлянам он категорически отвергает любую идею о том, что оправдание приходит через дела:
«Узнав что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).
Только ли закон Моисеев?
Действительно ли Павел отрицал ценность дел для ученика Христа? Или он просто реагировал на евреев-христиан, которые настаивали на том, что соблюдение закона Моисея необходимо для спасения человека? И для нас, живущих в последние дни, совпадает ли богословская позиция Павла с позицией Священных Писаний последних дней?
Обычно члены Церкви стремятся объединить учение Павла с теологией Святых последних дней двумя разными способами. Первый предполагает, что под «законом» Павел имеет в виду только закон Моисея. Несомненно, в этом есть смысл. Среди евреев-христиан была тенденция настаивать на том, что христианство по-прежнему требует повиновения принципам Моисея, таким как обрезание, законы питания и соблюдение определенных праздников. Павел решительно боролся с этим учением, говоря, что как бы строго человек ни соблюдал закон Моисеев, он сам по себе не принесет спасения. Сила спасения приходит только через Христа благодаря Его искуплению.
Однако было бы не совсем точно ограничивать значение слов Павла только законом Моисея. Например, предупреждая ефесян о том, что человек спасается не делами, он не ссылается на закон: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2: 8–9). Итак, хотя это объяснение в некоторой степени верно, оно не заходит достаточно далеко.
Спасение по благодати, возвышение по делам?
Второе типичное объяснение звучит примерно так: грехопадение Адама принесло в мир два вида смерти: физическую смерть, которая есть разделение тела и духа, и духовную смерть, которая есть разделение человека и Бога. Искупление Христа преодолело физическую смерть через Воскресение. Это спасение по благодати, потому что оно приходит ко всем людям автоматически и не зависит от того, какую жизнь они прожили. Но если мы хотим преодолеть духовную смерть и вернуться в присутствие Бога, мы должны подчиняться законам и принципам. Это возвышение делами. Таким образом, согласно этому объяснению, мы спасены по благодати и возвышены по делам.
Это привлекательное объяснение, потому что оно, кажется, дает логический аргумент, в который аккуратно вписываются утверждения Павла. Однако здесь есть доктринальная ошибка. Хотя воскресение мертвых, безусловно, является неотъемлемой частью плана спасения, безусловным и независимым от человеческих дел, термин спасение, используемый в Священных Писаниях, не означает только физическое воскресение. Как отметил Брюс Р. Макконки, спасение является синонимом возвышения:
«Спасение в его истинном и полном значении является синонимом возвышения или вечной жизни и заключается в получении наследства на высшем из трех небес в Целестиальном царстве. Это спасение, которого ищут святые».
Тем, кого не устраивают утверждения Павла о благодати и спасении, следует помнить, что те же учения можно найти и в других Священных Писаниях. Например, Нефий почти повторяет слова Павла к ефесянам, когда он говорит: «ибо мы знаем, что именно благодатью мы спасаемся, после того, как сделаем всё, что можем» (2 Нефий 25:23). Точно так же в Учении и Заветах указывается, что и оправдание, и освящение приходят по благодати (см. У. и З. 20: 30–31).
Как же тогда следует понимать принципы благодати и дела во взаимосвязи друг с другом?
Падение Адама
Подобно тому, как нарушение закона имеет двойственную природу (грех и преступление), и закон справедливости имеет двойственную природу (награда и наказание), так и грехопадение человека имеет двойственную природу. Два падения — это, как их назвал один человек, «падение Адама» и «падение меня».
Когда Адам нарушил заповедь, данную ему Отцом в Эдемском саду, он привел к падению человека. Из-за его проступка в мир вошла смерть — как духовная, так и физическая. В результате все люди рождаются в таком состоянии существования, в котором они отделены от Бога и должны претерпеть физическую смерть. Хотя и то и другое в конечном итоге работает на нашу пользу, ни то, ни другое не является результатом наших собственных действий, а является результатом согрешения Адама. Они приходят к нам автоматически и неизбежно. Однако «падение меня» происходит для каждого из нас, поскольку мы грешим индивидуально.
Рассмотрим ту часть искупительной жертвы Спасителя, которую можно назвать «безусловным» искуплением. Первое применение безусловного искупления — падение Адама. Было бы несправедливо наказывать человека за нарушения закона, которых он не совершал. Итак, независимо от того, какой образ жизни вел человек, окончательные последствия падения Адама, преодолеваются для каждой души, которая приходит на Землю. Все люди воскреснут и преодолеют физическую смерть, а также все будут возвращены в присутствие Бога силой Христа на период суда и назначения славы (см. 1 Кор. 15:22; 2 Нефий 9:38). Таким образом, через Христа удаляются как физическая, так и духовная смерть. Однако пребывание в присутствии Бога – это вопрос, относящийся к «условному искуплению».
Второе применение «безусловного» искупления применяется к тем, кто виновен в согрешении, но не в грехе. Если у человека не было знаний или ответственности, было бы несправедливо назначать наказание. Так, например, искупление Христа автоматически искупает детей, которые умирают до того, как они достигают возраста ответственности, и они возвращаются в присутствие Бога (см. У. и 3. 137: 10).
Падение меня
Теперь давайте обратимся ко второму аспекту искупления Христа, «условному» искуплению.
Хотя все мы родились в ситуации, когда мы отделены от Бога из-за Адама (мы признаем это формой духовной смерти), мы (конечно, только те, кто несёт ответственность) остаёмся в этом состоянии из-за нашего собственного личного падения, которое является результатом наших грехов. Однако Учение и Заветы ясно указывают на то, что мы могли бы снова войти в присутствие Бога в этой жизни, если бы только очистились от греха – или преодолели последствия нашего личного падения (см. У. и З. 67:10, У. и З. 88:68). Это очищение от греха решительно включает в себя роль дел — дела покаяния и послушания необходимы для достижения такого высокого уровня.
Тем не менее, действительно ли наши дела спасают нас от духовной смерти? Снова Павел и другие пророки указывают «нет». И чтобы понять это, мы должны взглянуть на закон справедливости.
Помня, что каждое нарушение закона требует наказания, есть только два возможных способа удовлетворить требования закона справедливости. Либо человек безупречно соблюдает закон и никогда не будет в долгу перед законом, либо он должен заплатить долг страданием. Закон очень точный. Даже если он нарушен только один раз, нарушитель остаётся в долгу и должен понести последствия.
Теперь мы можем понять, почему и Павел, и Легий предупреждают нас, что никто не может быть оправдан законом: никто (за одним исключением) никогда не соблюдал закон в точности. Каждая душа в долгу перед законом. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).
Потребность в благодати
По-гречески слово, которое переводится как благодать, означает «любящая доброта, благосклонность». В Новом Завете это слово подразумевает «идею доброты, которая дает человеку то, чего он не заслужил».
В библейском смысле этого слова человек не может быть оправдан (возвращен в надлежащие отношения с Богом) своими собственными делами, потому что никто не может полностью соблюдать закон. Это была та самая ошибка, которую фарисеи совершили в отношении Моисеева закона. Иногда мы улыбаемся их чрезвычайно осторожным попыткам определить закон и то, что для него приемлемо; но если считать, что человек приходит в надлежащие отношения с Богом только своими собственными делами, тогда их позиция была логичной. Ранние раввины просто довели эту идею до крайности.
Чтобы лучше понять, почему попытки оправдания законом неэффективны, давайте проанализируем притчу, рассказанную старейшиной Бойдом К. Пэкером на апрельской Генеральной конференции 1977 г.:
Притча о должнике
«Жил-был человек, который чего-то очень хотел. Это казалось более важным, чем что-либо ещё в его жизни. Чтобы осуществить свое желание, он взял на себя большой долг.
«Его предупреждали о том, что он может залезть в очень большие долги, и особенно о его кредиторе. Но для него было очень важно делать то, что он хотел, и иметь то, что он хотел прямо сейчас. Он был уверен, что сможет заплатить за это позже.
«Итак, он подписал контракт. Он не особо беспокоился о расплате, потому что до срока, казалось, оставалось очень много времени».
Таким образом, войдя в земную жизнь в состоянии невинности, человек начинает грешить и теряет свое совершенное достоинство. Он принимает на себя долг (бремя греха), который, если он не уплачен полностью, распространится на вечность в виде «духовной смерти, которая является отделением от присутствия нашего Небесного Отца».
В этих обстоятельствах (не обращая внимания на Искупление на данный момент), даже если он внезапно осознал, что лишил себя возможности вернуться в присутствие Бога и перестал увеличивать свой долг (то есть перестал грешить), по-прежнему нет никакого способа, чтобы он мог когда-либо иметь право вернуться к Отцу. Даже если он совершил только один грех (что нереально, поскольку большинство из нас грешит не один, а много раз), он все равно не сможет вернуться; полная оплата является условием приема, и здесь не может быть исключений – справедливость точна. Прекращение греха просто останавливает рост долгового бремени – но не дает средств для выплаты.
Можно ли удовлетворить и справедливость, и милосердие?
Старейшина Пэкер продолжает:
«Как всегда, день настал, и срок контракта истек. Долг не был полностью оплачен. Его кредитор явился и потребовал полной оплаты».
«Я не могу заплатить вам, потому что не в силах сделать это», — признался должник.
«Тогда, — сказал кредитор, — мы исполним договор, заберем ваше имущество, и вы отправитесь в тюрьму».
Но должник умолял: «Неужели вы не проявите милосердия?»
Кредитор ответил: «Милосердие не может мешать правосудию».
«Оба закона, казалось, не могли быть выполнены. Это два вечных идеала, которые кажутся противоречащими друг другу. Разве нельзя полностью удовлетворить справедливость и милосердие?
«Есть выход! … Но для этого нужен кто-то другой. Так и случилось на этот раз.
«У должника был друг. Он пришел помочь. Друг хорошо знал должника. … Он хотел помочь, потому что любил его. И встав между ними, повернулся к кредитору и сделал предложение:…
«Вы требуете справедливости. Хотя он не может заплатить вам, я сделаю это. С вами поступят справедливо, и вы больше не сможете просить … ’
«И так кредитору заплатили полностью. … Должник, в свою очередь, был помилован. Оба закона остались выполнены. Поскольку был посредник, справедливость востребовала свою полную долю, а милосердие было полностью удовлетворено».
Таким образом, только благодаря жертве Единородного Сына, у которого не было греха, человек мог быть избавлен от этого печального состояния.
Христос – источник безграничных резервов
Спаситель мог произвести освобождение по двум важным причинам. Во-первых, он выполнил требования закона.
Итак, в Гефсиманском саду Христос предстал перед законом и заплатил цену за каждый грех, как если бы он сам их совершил. Ни одному смертному человеку не под силу вынести такие страдания. Мы не можем понять, как Он это сделал, только то, что Он сделал, и что «через Него милосердие может быть полностью проявлено к каждому из нас, не нарушая вечный закон справедливости». Говоря словами нашей притчи, он собрал достаточно денег, чтобы погасить долг каждого человека. Он отвечал требованиям закона для себя послушанием, а для всех остальных — через страдания.
Алма сказал своему сыну Кориантону, что милосердие не может лишить справедливости, иначе «Бог перестанет быть Богом» (Алма 42:25). И милосердная любовь Отца и Сына не лишила справедливость ее законных требований.
Их Любовь указала Справедливости цену, уплаченной в Саду: «Вот расплата за совершенные злодеяния. А теперь отпусти пленников на свободу».
Ничто, что человек мог бы сделать для себя, не могло бы успешно преодолеть этот запрет без такого Защитника. Вот почему вечная жизнь — это всегда дар, и те, кто получают его, делают это «по наследству». Интересно отметить, что слово «наследовать» и родственные ему слова используются семьдесят восемь раз в Учении и Заветах, в то время как слово «заработать» и связанные с ним слова не используются ни разу.
Условное искупление
Но жертва, которая оплачивает долг и освобождает нас от результатов нашей собственной духовной смерти, хотя и приходит к нам по благодати и благости Бога, не является безусловной. Каковы же тогда условия? Это очень просто: сначала вера в Господа Иисуса Христа, затем покаяние, а затем крещение. Если человек действительно проходит через эти шаги – умственно, духовно и физически, – он готов к принятию Святого Духа. Когда человеку дается дар (снова это слово) Святого Духа, он до некоторой степени преодолевает духовную смерть, потому что он входит в присутствие одного из членов Божества. Роль Святого Духа, конечно же, заключается в том, чтобы помочь нам продолжить выполнение предварительных условий этой части Искупления и полностью преодолеть духовную смерть, вернувшись в присутствие Отца и Сына.
Помните, что Павел сказал, что мы оправданы верой (см. Гал. 2:16; Рим. 3:28), это является первым принципом Евангелия. Другими словами, вера – принцип, который активирует силу Искупления в нашей жизни, и мы возвращаемся в правильные отношения с Богом (оправдание). В этой концепции есть чудесные последствия, и, возможно, другая аналогия поможет нам более ясно увидеть роль, которую вера и дела играют в достижении спасения.
Праведные дела – соучастие в работе Спасителя
Мы как электростанция на могучей реке. У электростанции нет силы, заключенной в себе; потенциальная сила покоится в энергии реки. Когда этот источник энергии проходит через генераторы электростанции, энергия передается из реки в электростанцию и отправляется в дома (жизни) других людей.
Так и с верой. Сила оправдания не принадлежит человеку. Человеку требуется сила искупления Христа, втекающая в него. Если никакая энергия не генерируется, никто не может – действительно, не может – повернуть генераторы вручную (оправдание делами); скорее, делается попытка удалить то, что блокирует поток силы к генераторам (действующая праведность как результат веры).
На этом фоне можно понять, почему Священные Писания ясно подчеркивают, что вера включает дела (см. Иакова 2: 17–26); то есть послушание, приверженность и покаяние – это дела веры, которые открывают каналы, чтобы сила искупительной жертвы Христа могла течь в нас, искупить нас от греха и вернуть нас в присутствие Бога. Непослушание и злоба блокируют эти каналы. (Насколько буквально слово проклятие!) Праведные дела сами по себе не спасают нас.
Искупительная сила Бога спасает нас. Но наши праведные дела, активизированные нашей верой в Спасителя, – это соучастие в работе этой силы. Таким образом, каждый может искать дара и силы Искупления для себя.
Нас спасает благодать
Мы спасены по благодати – спасены любовью Христа от физической и духовной смерти; спасены любовью Христа от грехопадения Адама и нашего собственного; спасены от греха и беззакония по благодати Божьей.
Искупительная сила Бога ко спасению – это дар, который Он свободно предоставляет, но наши дела праведности необходимы для того, чтобы этот дар приобрел силу в нашей жизни. Грех приносит отчуждение от Бога. Чем больше мы грешим, тем сильнее отчуждение и тем труднее эффективно использовать силу Бога, которой одной достаточно, чтобы спасти нас от наших грехов.
Президент Джозеф Филдинг Смит резюмировал взаимосвязь между благодатью и делами следующим образом:
«Итак, Павел учил этих людей – которые думали, что они могут быть спасены некоторой силой, которая была внутри них, или соблюдением закона Моисея – он указал им на тот факт, что если бы не было этой великой искупительной жертвы Иисуса Христа, они не могли быть искуплены. И поэтому они были спасены благодатью Божьей, а не какой-либо работой с их стороны, потому что они были абсолютно беспомощны.
«А с другой стороны, Иаков учил так же, как учил Господь, как и Павел учил в другом Священном Писании, что наш долг трудиться, подвизаться с усердием и верой, соблюдая заповеди Господа, тогда мы получим то наследство, которое обещано верным.
«Так что легко понять, что мы должны принять миссию Иисуса Христа. Мы должны верить, что именно по Его благодати мы спасены, что Он выполнил для нас ту работу, которую мы не могли выполнить для себя, и сделал для нас то, что было необходимо для нашего спасения, что было выше нашей власти; а также что мы подчиняемся заповедям и необходимости выполнять те труды, которые требуются от нас в соответствии с заповедями, известными как Евангелие Иисуса Христа» (Брюс Макконки).
Таким образом, вместе с Павлом мы можем горячо воскликнуть, что «возмездие за грех — смерть; а дар Божий — жизнь вечная через Иисуса Христа, Господа нашего» (Рим. 6:23).
Благодать Христа и праведные дела взаимосвязаны
Мы должны продолжать подчеркивать важность послушания, покаяния, веры и всем сердцем стремиться демонстрировать добрые дела в нашей жизни. Но мы никогда не должны упускать из виду великий важнейший факт благодати Божьей и ту центральную роль, которую она играет в нашем искуплении и спасении.
Мороний в заключительных словах Книги Мормона учит о взаимосвязи между благодатью Христа и необходимостью наших праведных усилий. Обратите внимание на то, как он ясно дает понять, что именно совершенствует нас, и, тем не менее, что должно произойти в нашей жизни, чтобы это случилось.
«Да, придите ко Христу, и усовершенствуйтесь в Нём, и отрекитесь от всего безбожного, и если вы отречётесь от всего безбожного и возлюбите Бога со всей вашей мощью, разумом и силой, то довольно вам будет благодати Его, так что по благодати Его вы сможете быть совершенны во Христе; и если по благодати Божьей вы будете совершенны во Христе, то никоим образом не отвергнете силу Божью.
И ещё, если благодатью Божьей вы будете совершенны во Христе и не отвергнете силу Его, тогда вы будете освящены во Христе благодатью Божьей, через пролитие крови Христовой, что есть в завете Отца для отпущения ваших грехов, дабы вы стали святыми, незапятнанными». (Мороний 10: 32–33.)
This article was originally published at churchofjesuschrist.org.
By Gerald N. Lund