Поиск мудрых людей — это постоянные искания во все времена, и увы, часто с сомнительными результатами. К сожалению, поиск мудрецов в рождественских повествованиях Нового Завета не менее труден. Всем христианам известна история о трех волхвах с востока, приносящих дары младенцу Иисусу. Этот рассказ послужил прототипом праздничных даров в менее вопиюще материалистические времена.
Библия о трех мудрецах
Но когда мы немного углубляемся в библейские рождественские повествования, возникает ряд вопросов. Во-первых, только два из четырех Евангелий – от Матфея и от Луки – содержат повествования о Рождестве. Иоанн и Марк вообще начинают свои Евангелия с крещения Иисуса или в начале Его служения. Многие богословы считают, что Евангелие от Матфея рассказывает историю Рождества (Матфея 1: 18–2: 18) с позиции Иосифа, чьи сны описываются там подробно. С другой стороны, Лука (2: 1-20), представляет воспоминания Марии, включая ее видение Благовещения (1: 26-56).
Только Матфей рассказывает историю визита мудрецов (2: 1-12). В традиционных вертепах мы обычно находим мудрецов и пастухов, вместе поклоняющихся младенцу Иисусу. Но Матфей говорит нам, что мудрецы прибыли уже после того, как Иисус родился (От Матфея 2: 1). Нигде не сказано, что они пришли конкретно в ночь Его рождения. Другими словами, посещение ангелов и пастухов, похоже, произошло в ночь рождения Иисуса (От Луки 2:7-8,12). А вот мудрецы должны были прибыть несколькими днями – или даже месяцами – позже.
Кем же были эти «мудрецы»? К сожалению, Новый Завет довольно расплывчато рассказывает об этом. Тем не менее, это не помешало появлению легенд и преданий, заполнивших пробелы в повествовании Матфея.
Мудрецы, волхвы и маги
В Библии эти посетители называются «мудрецами», что переводится с греческого слова «магос» (множественное число – «маги»). Латинская Библия переводит этот термин в латинское множественное число «magi», под которым они также часто известны в других языках. Но греческое слово «магос» особенно любопытно. С лингвистической точки зрения, это перевод персидского термина «магуш», относящегося к древней зороастрийской священнической касте. В греческом языке термин «магос» стал гораздо более обобщающим словом для человека, сведущего в тайных знаниях – отсюда и «мудрецы» или волхвы.
В Новом Завете слово «волхвы» также используется для описания Симона-колдуна (Деяния 8: 9-13) и лжепророка Вариисуса (Деяния 13: 6-11). Наш современный термин «маг» — это просто измененное латинское слово «magus». Тот факт, что они узнали о рождении Христа в результате наблюдения за звездами, заставляет многих предположить, что они были астрологами (От Матфея 2: 2, 9).
Три царя
Представление о том, что волхвы были «тремя царями» восходит к более поздней христианской традиции. Три знаменитых дара волхвов – золото, ладан и смирна (От Матфея 2:11) – могут означать, что было три дарителя, хотя их могло быть и гораздо больше. Их предполагаемый царский статус нигде не упоминается в Новом Завете. Хотя тот факт, что Ирод и жрецы Иерусалима были готовы встретиться с ними, наряду с большой ценностью их даров, безусловно, подразумевает определенное богатство и аристократический статус.
Этническая принадлежность мудрецов также сомнительна, и этот факт лишь разжигает гипотезы. Матфей просто заявляет, что они были с «востока» (2: 1). Буквальное прочтение персидского титула «магос» / «магуш» могло означать, что они были зороастрийскими священниками, которые (согласно зороастрийским писаниям) ожидали прихода Мессии, которого они называли «saoshyant». Зороастрийские писания пророчествовали о том, что Он приведет к торжеству праведности и воскресению. С другой стороны, вполне возможно, что волхвами были евреи, жившие в Вавилоне – в то время провинции Персии, – где многие евреи жили во времена Христа.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Meridiane Magazine.
Автор: Дэниел С. Петерсон.
Переводчик: Елена Шэннон.