Джозеф Смит испытывал огромную любовь к членам Церкви, а также к людям различных религиозных конфессий. Однажды он сказал: «Меня часто спрашивают: «Чем вы отличаетесь от других в своих религиозных взглядах?» На самом деле и, по сути, мы не настолько различаемся в наших религиозных взглядах, что не можем насладиться одним и тем же принципом любви. Один из великих фундаментальных принципов «мормонизма» – это принимать истину, откуда бы она ни приходила».

К сожалению, религиозные дискуссии с представителями других вероисповеданий слишком часто превращаются в дебаты или споры о том, кто прав, а кто нет. Этого не должно происходить, когда хорошие мужчины и женщины собираются вместе в открытости и искреннем стремлении лучше понять и быть понятыми. Завоевать друга гораздо приятнее, чем выиграть спор.

Римско-католический архиепископ Фултон Дж. Шин много лет назад заметил: «В Соединенных Штатах не более сотни человек, которые ненавидят Римско-католическую церковь. Однако есть миллионы, которые ненавидят то, что они ошибочно считают Римско-католической церковью». Слишком часто мы смотрим на людей других вероисповеданий и относимся к ним согласно нашему пониманию того, кем они являются, и во что, как мы думаем, они верят. Чаще всего мы ошибаемся или оказываемся введенными в заблуждение в результате нашего ограниченного понимания.

СТРЕМИТЬСЯ К ЕДИНСТВУ

М. Рассел Баллард учил: «Господь многого ожидает от нас. Родители, пожалуйста, учите своих детей и соблюдайте принцип вовлечения других, а не исключения из-за религиозных, политических или культурных различий… Политика Церкви никогда не заключалась в том, чтобы избегать или игнорировать тех, кто решил не слушать или не принимать наше послание. На самом деле, все наоборот… Дружбу никогда нельзя предлагать, как средство для достижения цели; она может и должна быть самоцелью… Будьте добры друг к другу, несмотря на наши самые глубокие разногласия. Относитесь друг к другу с уважением и корректностью».

В наше время мы сталкиваемся с огромными проблемами в мире: развод, дома сирот, бедность, жестокое обращение с супругами и детьми, порнография, распространение преступности и правонарушений, расовые волнения. Для тех, кто поистине верит в Бога, кажется глупым допускать, чтобы различия в учениях мешали им лучше познакомиться и, в конечном итоге, работать вместе, чтобы увековечить те проверенные временем ценности, которые составляют основу великого общества.

Обращаясь к Правлению Национальной ассоциации евангелистов, старейшина Джеффри Р. Холланд заявил:

«Друзья, вы знаете то, что знаю я, – что в современном мире так много греха и морального разложения, затрагивающих всех, особенно молодежь, и кажется, ситуация с каждым днем становится все хуже… Безусловно, люди доброй воли, любящие Бога и принявшие на себя имя Христа, могут найти способ объединиться… ради дела Христа и против сил греха. В этом мы имеем полное право быть прямолинейными и верить, ибо «если Бог за нас, то кто против нас?»

Мы можем быть преданными учениям и обычаям нашей конкретной церкви, синагоги, мечети или храма и в то же время обращаться с людьми, которые верят не так, как мы, без ущерба для наших убеждений или образа жизни. Мы – те, кто мы есть и верим в то, во что верим. В то же время мы можем и должны продолжать создавать мосты дружбы и понимания с представителями других вероисповеданий.

Три часто задаваемых вопроса о религиозном диалоге:

  1. Зачем мне знакомиться с людьми другой веры? Действительно ли имеет значение, во что они верят?

Вот несколько мыслей, которые следует учитывать:

  • Внутри нас есть нечто гораздо более глубокое, чем наши религиозные убеждения.  Это – наша общая человеческая сущность. Мы все – дети одного Бога и, в этом смысле, члены одной семьи.
  • Большинство людей любопытны. «Поиску сочувствия может помочь изрядная доза любопытства, – отмечает Ричард Дж. Моув, член Фуллерской теологической семинарии. – Мы должны хотеть узнать больше об опыте людей, которые отличаются от нас, просто из-за желания понять всю глубину и масштаб того, что значит быть людьми… Мы должны знать, что движет нашими согражданами, почему они думают и действуют так, как они действуют, и как они обрели свои самые глубокие любовь и привязанность».
  • Мы можем исправить недопонимание и искажение фактов. Кристер Стендаль, бывший декан Гарвардской школы богословия, а затем лютеранский епископ Швеции, однажды дал совет о том, как лучше всего понять человека другой веры: (1) обратитесь к активному, практикующему, достаточно знающему члену этой веры; задайте этому человеку свои вопросы. (2) если вам так уж необходимо сравнивать, сравните их лучшее с вашим. И (3) всегда оставляйте место для «святой зависти». По мере того, как мы лучше узнаем наших друзей из других вероисповеданий, мы неизбежно придем к откровению и пониманию некоторых из их верований или обычаев, которые впечатляют, заслуживают внимания и вызывают восхищение.
  • Чем больше мы узнаем о религиозных верованиях или обычаях другого человека, тем больше мы понимаем и ценим свою собственную веру. Это особенно верно, когда мы встречаем слова или фразы, которые являются общими для обеих религиозных традиций, но могут пониматься по-разному.
  • Мы можем находить сходство между нашими двумя религиями и наслаждаться ими, а также учиться быть откровенными и уважительно рассуждать о наших различиях. Хотя мы верим, что в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней есть полнота Евангелия Иисуса Христа, мы можем многому научиться у благородных и богобоязненных женщин и мужчин других вероисповеданий.
  • Мы начинаем чувствовать ответственность перед нашими друзьями из других вероисповеданий. Как Святые последних дней, мы всегда расстраиваемся, когда кто-то представляет в ложном свете наши верования или порядки. Так почему же мы тогда можем захотеть исказить то, во что верит или что практикует кто-то другой?
  1. Разве я не должен заниматься миссионерской работой, приглашать людей принять восстановленное Евангелие и прийти в Церковь через крещение? Разве межконфессиональная работа не противоречит поручению Спасителя нести Его Евангелие всем народам?

Безусловно, мы должны делать все возможное, чтобы распространять послание Восстановления по всему миру (от Матфея 28: 19–20; от Марка 16: 15–16; Учение и Заветы 68: 8). Было бы замечательно, если бы каждый человек на Земле исследовал и принял восстановленное Евангелие, а затем смог воспользоваться всеми вытекающими из него благами и благословениями. Однако не все дети Бога примут Восстановление в этой жизни или даже в жизни грядущей. Но это не мешает нам строить настоящую, искреннюю дружбу.

В мире так много ложной информации о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, что членам Церкви очень важно лучше узнать их друзей и соседей. Исследование за исследованием показывают, что, когда мужчины и женщины действительно знакомятся со Святыми, предвзятые взгляды на нас имеют тенденцию исчезать. Подозрения, сомнения и даже страхи по поводу отношений с нами уходят. Чрезвычайно сложно обзывать, классифицировать и даже очернять кого-то, кто стал дорогим другом или надежным коллегой. Мы принимаем участие в межконфессиональных усилиях, чтобы помочь другим увидеть нас такими, какие мы есть на самом деле. Такой подход также позволяет нам лучше понять наших друзей – научиться ценить, почему они верят так, как они верят, и видеть и чтить доброту и целостность богобоязненных людей и семей.

  1. Что именно у нас общего с мужчинами и женщинами различных религиозных традиций?
  • Мы верим в Бога, нашего Небесного Отца, и в то, что у Него есть план счастья и спасения для всех Его детей.
  • Мы хотим оставить после себя нашим детям и внукам лучший мир. Если мы позволим нашим теологическим разногласиям или подозрениям мешать нам работать вместе над улучшением общества, проигрывают все, а это означает, что сатана побеждает.
  • Мы обеспокоены постепенным ослаблением религиозных свобод. Религия и религиозное обсуждение вытесняются на обочину нашего общества. Многие занимают такую позицию, что если люди особенно набожны в своей вере, то они в лучшем случае иррациональны, а в худшем – опасны. В наши дни нередки случаи, когда мужчина или женщина выражают свои религиозные взгляды, особенно в отношении болезненных социальных или семейных проблем, и тут же кто-нибудь из толпы начинает обвинять их в попытке навязать их убеждения другим. И, конечно же, число таких людей все растет.
  • Так как религия, религиозные ценности и религиозный дискурс исключаются из публичного пространства, успех семей снижается. В то же время, когда семья и семейная жизнь разрушаются или подрываются, религия и религиозные ценности начинают списываться или игнорироваться.
  • В последние десятилетия уровень религиозных верований и стремлений среди молодого поколения резко снизился. Многие люди в нашем обществе теперь идентифицируют себя как «безразличные». Это те, кто не имеют религиозной принадлежности, кто разорвал все связи с институциональной церковью. Они называет себя «духовными, но не религиозными» и составляют, например, почти 30% населения Америки. И это около 90 миллионов человек. Другими словами, эта страна, как и многие другие сейчас в мире, находится в эпицентре масштабного и постоянно распространяющегося кризиса веры. Члены всех религиозных конфессий должны работать вместе, чтобы найти решение для остановки этой духовной пандемии.

БОЛЕЕ ГЛУБОКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Распространение взглядов требует более глубокого понимания того, как Бог работает по всей земле с мужчинами и женщинами всех типов, взглядов и религиозных убеждений. В своем обращении на Генеральной конференции в апреле 1972 года старейшина Эзра Тафт Бенсон заявил: «Бог, Отец всех нас, использует мужчин [и женщин] земли, особенно хороших [людей], для достижения Своих целей. Это было правдой в прошлом, это правда сегодня, это будет правдой в будущем».

В 1978 году Первое Президентство Церкви (Спенсер В. Кимбалл, Н. Элдон Таннер и Мэрион Дж. Ромни) опубликовало официальное заявление под названием «Любовь Бога ко всему человечеству». В нем говорится:

«Основанная на древнем и современном откровении, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней с радостью несет и провозглашает христианское учение о том, что все мужчины и женщины являются братьями и сестрами не только по кровному родству от обычных смертных прародителей, но и как буквальные духовные дети Вечного Отца.

Великие религиозные лидеры мира, такие как Мухаммед, Конфуций и реформаторы, а также философы, включая Сократа, Платона и многих других, получили часть света Бога. Моральные истины были даны им Богом для просвещения целых народов и роста понимания у отдельных людей…

Поэтому в нашем послании мы хотим выразить особую любовь и заботу о вечном благополучии всех мужчин и женщин, независимо от религиозных убеждений, расы или национальности, зная, что мы – поистине братья и сестры, потому что мы – сыновья и дочери одного и того же Вечного Отца».

БОГ – ОТЕЦ ВСЕХ

улыбающиеся женщиныБог, которому мы поклоняемся, – это Бог всех творений, бесконечный, вечный и любящий всех. Он сделает все, что в Его силах, чтобы вдохновлять, поддерживать и приносить больше света в жизнь Его детей. Он – единственный истинный Бог и, следовательно, единственное живое Божество, которое может слышать и отвечать на искренние мольбы Его детей. Бог любит христиан, евреев, мусульман, буддистов, индусов, атеистов и все человечество. Он любит каждого из нас нас и рад любым безоговорочным усилиям с нашей стороны узнать о Нем, служить Ему и быть верными Его свету внутри нас (Учение и Заветы 84: 46–48).

НАДЕЯСЬ НА ВЕЛИКОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

Тысячелетнее царствование или тысячелетнее правление Иисуса Христа начнется, когда Спаситель вернется на землю в силе и славе. Когда начнется Тысячелетие, не все будут членами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней; то есть не все будут иметь одну веру и одно крещение (К Ефесянам 4: 5). Это будут те, кто стремятся соблюдать небесный закон, кто являются достойными мужчинами и женщинами (Учение и Заветы 76:75), и они будут жить, двигаться и существовать на райской земле (Символы Веры 1:10).

Те, кто будет обитать на Земле в течение тысячелетнего периода покоя и славы, будут составлять то, что Книга Мормона называет «Церковью Агнца Божьего» (1 Нефий 14: 10).

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Так как мы все дети одного и того же Вечного Отца, братья и сестры в семье Бога, мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы искоренить «соперничество», которое слишком часто имеет место между верующими мужчинами и женщинами. В Свои последние часы на земле Иисус Христос с особым рвением молился Своему Отцу, чтобы те, кто следуют за Ним и исповедуют Его имя, могли научиться жить вместе в любви: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (От Иоанна 17: 21). В современном откровении Спаситель снова призывал: «Я говорю вам, будьте едины; и если вы не едины, то вы не Мои» (Учение и Заветы 38:27).

Христиане должны прекратить ссоры и разногласия друг с другом и стремиться развивать принципы единства и дружбы; и они должны сделать это до того, как наступит Тысячелетнее царство, и Христос овладеет Своим Царством.

Оригинал этой статьи был написан президентом Robert L. Millet и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием ‘That they all may be one’: Building bridges of understanding with persons of other faiths.

[Русский] ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2020 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.