После Ветхого Завета, сразу после книги Малахии (десятина, пришествие Илии), перед нами предстает Иудея во дни рождения Христа. Мы знаем, что между Малахией и Христом прошло 400 лет, и, похоже, что в то время на Святой Земле или в Вавилоне не было пророков, но мы плохо представляем культурные изменения во время этого большого пустого пространства.
Я не знаю, где вы находитесь сейчас. Может быть, вы в Солт-Лейк-Сити, в Маниле или в Лиме, но представьте себе, каким было место, где вы сейчас, 400 лет назад. Теперь представьте, каким оно может быть через 400 лет. Ошеломительно, не так ли? Мир Христа не развивался технологически в том же темпе, что мы видим сейчас, но Его культурное положение сильно отличалось от культуры Малахии. Я хочу попробовать рассказать вам немного о той земле. Это действительно важно, чтобы понять жизнь Христа.
Просто, чтобы задать тон:
«И было так, что Енох посмотрел; и, начиная от Ноя, увидел все племена земные; и воззвал он к Господу, говоря: когда придет день Господний? Когда прольется кровь Праведного, дабы все плачущие могли быть освящены и иметь жизнь вечную? И сказал Господь: это будет в зените времени, во дни нечестия и возмездия» (Моисей 7: 45, 46).
Евреи рассеялись по всему миру
Всякий раз, когда в Библии говорится о массовой миграции, мы склонны представлять себе всю группу людей целиком, перемещающихся вместе из одного района в другой. Но большие, мигрирующие группы практически никогда не были абсолютно сплоченными.
Когда израильтяне покинули Египет с Моисеем, многие остались позади. Поэтому кровь Израиля можно найти в Египте не только среди израильтян, но и среди более поздних групп евреев, которые мигрировали туда.
Где-то в 730-х годах до нашей эры, когда ассирийцы напали на северное царство Израильское, произошло великое переселение, когда доверенные люди были оправлены в Израиль, а затем вывели Израиль в Ассирию. Во время путешествия в Ассирию, одна группа израильтян покаялась, обрела благоволение у Бога и отделилась от общей группы, чтобы стать заветным и сплоченным народом. Это другие «потерянные овцы», среди которых были Пророки и у которых были Священные Писания. Когда-нибудь они будут собраны, как отдельная группа. Другие израильтяне расселились по всей Ассирии и, в течение времени, мигрировали в различных направлениях. Это одна из причин, почему потомков Израиля можно найти по всему миру.
Иудея держалась более чем на сто лет дольше, чем северное царство, и становилась все более и более ожесточенной, пока они не «созрели для уничтожения». Вавилоняне нападали на них три раза, и каждая атака была более разрушительной и жестокой, чем предыдущая. Опять же, они отобрали у Иудеи все самое лучшее и самое светлое и оставили их нищими и бездомными. Евреям никогда не было легко в период иноверцев, но они извлекли из этого максимум пользы, и те 70 лет, что они были в Вавилоне, евреи чувствовали себя комфортно. Затем мидяне и персы напали на Вавилон и победили его.
Персидский царь Кир Великий (Зороастриец по религии, о котором в Библии предсказывалось по имени) объявил, что он поможет евреям вернуться в Иудею. Иудеи приняли эту новость без особого восторга. В Персии все было хорошо, а Иерусалим был в руинах.
Большинство евреев не вернулись, и столетиями в Вавилоне было больше евреев, чем на Святой Земле. Иудейские мудрецы учили оттуда в течение многих сотен лет, в конце концов создав «Бавли», Вавилонский Талмуд, в 5-м веке нашей эры. Конечно, некоторые люди ушли из Вавилона, но многие отправились куда-то еще, а не обратно в Иерусалим. Фактически, когда родился Христос, около миллиона евреев (!) жили в Александрии на средиземноморском побережье Египта. Большие общества евреев жили в Сирии, на всем Ближнем Востоке и в Средиземноморье.
Иврит вышел из употребления
Семьдесят лет в Вавилоне во многом сказались на повседневном использовании еврейского языка. Среди ассирийцев больше всего использовался арамейский язык, который перешел на Израиль и вавилонян, когда те захватили Иудею. Поскольку еврейский язык становился языком Священных Писаний, а не языком на улицах, евреям требовалась помощь для понимания Священных Писаний.
И тогда появляются ученые-книжники. Эта группа постепенно становилась все более значимой. Книжники были хранителями записей и переписчиками Священных Писаний. Они понимали закон (Моисея), знали иврит и могли учить и руководствоваться Священными Писаниями. Без пророков, на писцов и мудрецов полагались все больше и больше. Это было особенно важно для евреев за пределами Иудеи. В храме были священники, чтобы влиять на людей, но вдали от храма все было по-другому. В каком-то смысле это было началом раввинского иудаизма.
Обратите внимание на то, что среди писцов не было единого толкования Священных Писаний, поэтому постепенно появились различные религиозные секты, такие как саддукеи, фарисеи и ессеи (см. ниже). Иисус был знатоком Священных Писаний и закона, но не происходил из священнической линии Аарона. Люди привыкли к мудрецам и книжникам и, возможно, поэтому представляли Иисуса в этой категории, называя его «учителем» или «раввином».
Иисус, скорее всего, полагался на галилейско–арамейский диалект при разговоре, но Он также использовал бы язык Священных Писаний, иврит, в синагоге. На рынке же, Иисус, несомненно, говорил бы по-гречески. Подождите. Греческий?
Иудея столкнулась с коррупцией и войнами
Итак, начнем со строительства второго храма в Иерусалиме теми евреями, которые вернулись из Вавилона и Персии. Мало того, что их было не так уж много, чтобы построить его, но самаритяне на севере делали все, что могли, чтобы помешать этому. Результатом стал маленький, но пригодный храм и длительная вражда с Самарией. Надзирателями над иудеями были солдаты Персидской империи, но на местах, священники управляли теократией на Святой Земле.
В течение этих лет многие люди относились к религии достаточно свободно, и даже священники вступали в брак с людьми из других народов. Иерусалим продолжал быть своего рода захолустным городом. Среди Иудеи при персах был мир, и постепенно ее положение улучшалось. Она выросла до половины своего размера на момент захвата Вавилоном.
Нечто важное произошло в 331 г. до н. э. и затронуло все восточное Средиземноморье и большую часть Ближнего Востока. Александр Великий расширил Греческую империю и покорил Персию. Хотя он умер в возрасте 32 лет, его империя была огромной. После Александра, весь регион наводнили греческие купцы, ремесленники и рабочие, принеся с собой греческую культуру. Греческие солдаты в отставке получили землю по всей империи.
«Эллинизация» всей этой территории имела значительные последствия. Представьте себе: Клеопатра, которую вы знаете и любите, которая умерла вместе с Марком Антонием после того, как бросила вызов Юлию Цезарю (около 30 г. до н. э.), произошла от Птолемеев Египетских, целой линии фараонов. Птолемей был генералом при Александре и захватил западную часть его империи. Он также был македонским греком. Клеопатра была гречанкой, как и ее предки. Фактически, она была первым фараоном Птолемея, кто выучил египетский… незадолго до того, как Рим вступил в свое владение.
Греческий общественный строй продолжался долгое время и подавлял Святую Землю во времена Христа. Посмотрите на карту Святой Земли во времена нашего Спасителя, и вы увидите много городов с греческими названиями. Эллинская философия пронизывала как еврейские, так и поздние христианские верования. Идеализация человеческого тела (особенно демонстрируемая в искусстве и легкой атлетике), суеверия, язычество и материализм были частью греческой культуры. Греческий язык знали во всех городах и даже небольших поселениях еврейской Палестины. Стало казаться, что иудаизм отходил на второй план, как забытая религия, вызывая чувство неловкости из-за его отсталости.
Другой генерал Александра, Селевк, унаследовал восточную часть его владений, особенно Сирию. Птолемеи и Селевкиды воевали друг с другом за право контроля над Израилем и Иудеей. Но в более поздние годы, историки говорят о сирийско–греческих альянсах, которые нападали на Святую Землю или управляли ею под правлением царей Селевкидов. Антиох IV, пришедший к власти в 175 г. до н.э., решил, что он уничтожит религию евреев и навяжет им греческую религию. Его силы осквернили храм, не давали евреям поклоняться и убили многих. Фарисеи и саддукеи стали более важными в то время.
В 167 г. до н. э. одна семья фарисеев решила начать восстание. Они были простыми людьми, семья Маттафия Хасмонея (также известный как Матитьяху Хашмонай) и его пять сыновей, но они сплотили за собой людей, фактически изгнали Селевкидов и заново посвятили храм. Они стали известными под именем Маккавеи. Для них в храме совершилось чудо, когда совсем небольшое количество масла горело в течение 8 дней. Об этом событии теперь вспоминается во время празднования Хануки.
Маккавеи продолжали править Иудеей и даже расширили границы, но семья извратилась. Их называли династией Хасмонеев. Селевкиды продолжали наседать. В это время положение первосвященника стало позицией, которую можно было купить за деньги, а фарисеи и саддукеи периодически спорили друг с другом на улицах. Ессеи удалились в Кумран, потому что священство и храм извратились. Самаритяне построили свой собственный храм на горе Геразим в Самарии, но хасмонеи уничтожили его.
Везде царил бардак, поэтому, когда в 63 г. до н. э, прибыл римский генерал Помпей, чтобы «примириться», ему почти некому было оказать сопротивление. С приходом Помпея, стало сосуществовать римское правление, греческая культура, раздробленный иудаизм, продажные священники и несколько смиренных людей, которые продолжали стремиться к Духу, пытаясь быть верными Единому Богу.
Люди, которых вы должны знать
Ирод Великий
Ирод Великий был римским правителем в Иудее до года после рождения Христа. Его ненавидели, боялись и уважали. Он был потомком Исава (идумеянина) и, следовательно, не считался евреем среди своих еврейских подданных. Он женился на Мариамне, которая была из рода Хасмонеев (Маккавеев), и это помогло отношению к нему, но потом он казнил ее. Он затеял огромные строительные проекты, включая расширение 2-го храма, строительство гигантского римского порта и курорта Кесарии на побережье Средиземного моря, крепости Масада и его дворца в Иродиуме. Он управлял смесью культур и пытался угодить всем, но убивал членов семьи и других, кто угрожал его положению. Он совершил убийство невинных младенцев в Вифлееме, пытаясь избавиться от новорожденного Иисуса.
Ирод Антипа
Ирод Антипа был сыном Ирода Великого и римским правителем Галилеи, когда Христос предстал перед судом. Поскольку Иисус был родом из Галилеи, Понтий Пилат послал Иисуса к нему, а не стал судить его сам. Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя, когда тот обвинил его в прелюбодеянии. Он потерял свое положение в 39 г. н. э., когда его племянник обвинил его в заговоре против римского императора того времени, Калигулы.
Понтий Пилат
Понтий Пилат был префектом Иудеи, когда Тиберий был императором в Риме, примерно с 26 – 36 г. н. э.. Он был римлянином высшего сословия. Пилат, как мы видим в Священных Писаниях, сомневался в обвинениях против Иисуса, отправив его к Ироду и предложив Варавву вместо Него. Пилат был свергнут в 37 году после того, как он с жестокостью подавил восстание самаритян.
Каиафа
Каиафа был саддукеем и был назначен римлянами на должность Первосвященника. Он был зятем Анны, бывшего первосвященника, который (заплатив деньги римлянам) также дал нескольким своим сыновьям ту же позицию. Каиафа оставался на своем месте довольно долго, потому что знал, как угодить римлянам. Он все еще занимал свою позицию, когда Понтий Пилат был отозван в Рим.
Фарисеи
Фарисеи («отделенные») не принадлежали к какой-то определенной секте, но их религиозные убеждения влияли на культуру и политику. Они верили в чистоту евреев, точно следуя закону Моисея. Они верили в воскресение и в устные традиции, которые не были прямо записаны в Писании. Фарисеи отвергали греческое влияние. Они могли быть бедными или средним классом, но некоторые были очень богатыми. Как правило, они осуждали и внешне демонстрировали жизнь по закону. Когда евреи были рассеяны римлянами в 70 г. н. э., их форма иудаизма превратилась в раввинский иудаизм.
Саддукеи
Саддукеи (от «Садок, первосвященник») были богатыми евреями из влиятельных семей. Они принимали только то, что находилось в Священных Писаниях, и не верили в воскресение. Они приняли греческую культуру, и для их домов в Иудее использовалась греческая архитектура. Саддукеи концентрировались на происхождении из рода священников и социальном положении. Это течение исчезло после того, как римляне рассеяли евреев в 70 г. н. э..
Книжники
Писцы (или книжники) во время вавилонского плена вели учет, копировали и восстанавливали Священные Писания. Когда евреи начали говорить на арамейском и греческом языках, книжники стали излагать и учить Священным Писаниям, которые были написаны на иврите. Книжники не были едиными в своей философии, но, скорее всего, следовали идеям фарисеев.
Ессеи
Во время правления Хасмонеев, ессеи стали чувствовать, что и храм, и священство были осквернены. Хотя некоторые жили посвященной жизнью в обществе, другие изолировали себя в Кумране, надеясь когда-нибудь вернуться в освященный Иерусалим и храм. Они следовали другому календарю, чем фарисеи в Иерусалиме, поэтому их самые священные дни (Дни Трепета) не совпадали с теми, которые отмечали большинство евреев в городе. Они связывали себя обетом безбрачия и требовали, чтобы их члены жили по очень строгим законам очищения. Они вели записи и прятали их в пещерах. Эти записи теперь называются Свитками Мертвого моря (хотя ученые до сих пор спорят о том, являются ли ессеи авторами этих свитков).
Синедрион
Синедрион («совместное заседание») состоял из двадцати трех или семидесяти одного раввина, назначенных заседать в качестве трибунала в каждом городе земли Израиля в древности. Небольшие собрания в городах считались «меньшими» по сравнению с синедрионом в Иерусалиме. Они собирались в месте под названием «Зал из тесанных камней» каждый день, кроме субботы и Дней Трепета. Каиафа, который, как известно, обвинил и преследовал Христа, что привело к Его распятию, заплатил за свое место в синедрионе, которое до него принадлежало другим членам его семьи.
Синедрион продолжал фактически действовать после разрушения храма римлянами в 70 г. н. э. и переехал в Галилею. Он функционировал под различными именами и итерациями до 425 г. н. э. и, наконец, прекратился из-за интенсивного преследования со стороны Восточной Римской империи.
Закон Моисея диктовал множество правил, которым Синедрион должен был следовать, чтобы обеспечить справедливое судебное разбирательство для обвиняемых в преступлениях, почти каждое из которых было нарушено, чтобы осудить Спасителя.
Сикарии
Сикарии были фанатиками, выступающими против римского владычества над евреями. Их имя происходит от кинжалов, которые они скрывали под одеждой. Они использовали эти кинжалы во время публичных собраний, нападая на римлян и сочувствующих им евреев, сливаясь после этого с толпой, чтобы избежать ареста. «Убийцы предпочитали действовать в толпе, что позволяло произвести больший эффект и, заодно, давало нападавшему возможность скрыться» (Википедия). Вместе с зелотами, они были одной из движущих сил в Первой иудейской войне. Евреи, которых загнали в угол римляне в Масаде после разрушения храма, были зелотами и сикариями.
Семья Христа
В Евангелии от Матфея 13: 54–56 говорится: «… Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? А его братья Иаков и Иосиф, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?». Поэтому мы знаем, что у Иисуса было четыре брата и, как минимум, две сестры. Брат Иисуса Иаков продолжает упоминаться в Библии после распятия Христа. Согласно Оксфордскому словарю о христианской церкви, когда апостол Петр покинул Иерусалим, именно Иаков стал главой церкви в Иерусалиме и был высоко уважаем среди христиан-евреев. Егесипп сообщает, что Иаков был казнен синедрионом в 62 г. н. э..
И Мария (Мириам), и Иосиф (Йосеф) были потомками Давида из колена Иудина. Интересно, что Мария и Иосиф жили в Галилее, а не ближе к храму в Иудее, учитывая их приверженность и родословную. Некоторые ученые предполагают, что их предки могли иметь правительственные назначения, чтобы быть там при Хасмонеях.
Семья Иоанна Крестителя
Семья Иоанна Крестителя была левитами, и Иоанн был связующим звеном между Аароновым Законом Моисея и основополагающими принципами жертвоприношения, покаяния, крещения и высшими законами Христа и Священства Мелхиседекова. Он родился за шесть месяцев до Спасителя.
Родиной семьи Иоанна была Иудея, и оба его родителя были потомками Аарона. Отец Иоанна, Захария, был священником, который служил в храме, где его посетил ангел Гавриил и сказал, что его бесплодная и стареющая жена, Елизавета, родит ему сына. Захария не был первосвященником (и не ходил в Святое Святых), но был одним из тысяч священников, которые служили в храме. История о его мученичестве, на самом деле, происходит из не библейских материалов, и хотя она была принята позже среди многих христиан, она может относиться и к более раннему пророку с тем же именем.
Как вы думаете, что было самым трудным в следовании за Христом в те времена? Поделитесь своими идеями в комментариях.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Third Hour. Автор Гейл Бойд. Переводчик Елена Шэннон.
Читайте также: