15 марта 1842 года Джозеф Смит подал заявку на членство в недавно созданной масонской ложе города Наву. На следующий день он был посвящен в степень мастера-масона. И отец, и брат Джозефа уже состояли в членстве этой масонской ложи, но сам Джозеф, возможно из-за юного возраста, религиозных соображений или анти-масонского настроения Джексоновской Америки, присоединился позднее.
Сегодня мало кто знает о масонстве. Однако, в 18-ом и 19-ом веках оно было очень популярно как в Америке, так и Европе. Масонство — это тайное мужское общество, в котором мужчины посвящаются в определенные степени (уровни персонального развития) по ходу того, как они набираются знаний и узнают секреты братства. В то время масонство было распространенным способом влиться в местное общество. Многие из «отцов-основателей» США также были масонами — например, такие как Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин и Джон Хэнкок.
Храмовое облечение
Всего семь недель после посвящения в степень мастера-масона (4 мая 1842 года) и в том же самом месте, где проводились масонские обряды, Джозеф представил таинство облечения девяти мужчинам. Этот обряд подразумевал принятие таинств и заветов и близко напоминал некоторые аспекты масонского церемониала.
Критики уже давно обвиняют Джозефа Смита в том, что он «скопировал» масонские обряды. Схожесть их действительно не поддается сомнению, так что эти обвинения вполне обоснованы. Например, во внешней отделке современных храмов Святых последних дней можно найти множество символов, используемых в масонстве, а обряд облечения содержит элементы известного масонского церемониала: знаки, клятвы, особые слова и заключение заветов.
Однако, критики также утверждают, что эти две церемонии совершенно отличаются друг от друга в своих учениях. В своей религиозной доктрине связь между облечением и масонским церемониалом практически отсутствует. Однако, нельзя не обратить внимание на то, как проводятся эти обряды — и именно это и вызывает множество вопросов по поводу того, были ли они связаны.
Глазами Хибера
В прошлом, многие ученые-Святые последних дней преуменьшали значимость схожести масонства и храмового облечения, утверждая, что эти два обряда имеют общие древние корни. Но это не дает полного объяснения такой схожести.
В этой главе Стивен Харпер дает намного больше, чем просто анализ масонства и храмового обряда облечения. Читатели смогут не только ознакомиться с истоками этих двух церемоний во всех деталях, но также узнать, какое значение облечение имело в жизни тех, кто получил его впервые в городе Наву.
На примере Хибера С. Кимбалла — масона и одного из первых членов Церкви, получившего храмовое облечение, — мы узнаем о том, что привело его в масонство, а затем и в Церковь, ведомую молодым пророком.
Хиберу С. Кимбаллу очень хотелось стать обладателем какой-нибудь особой силы — чего-то такого, что придало бы его жизни особую важность, дало ему установку, а также помогло бы понять смысл существования и то, каким образом жизнь на земле связана с жизнью после смерти. Когда Хиберу было около двадцати лет, он переехал из своего родного штата Вермонт в западную часть Нью-Йорка. Там, в 1822 году, он женился на Вилетте Мерфи. А в 1823 году у них родилась дочь. Хибер вскоре купил землю и построил на ней изящный дом с навесом и амбар. Он также посадил фруктовый сад и, в принципе, жил очень хорошо (по крайней мере, в достатке). Однако, в 1824 году из-за туберкулеза умерла его мать, а затем и отец, брат, и спустя год — золовка. Хибер пришел к осознанию что никакой дом, неважно, насколько изящный, не мог защитить Хибера от власти смерти — в любой момент она могла забрать у него его жизнь, жизнь Вилетты или их дочери. Это привело Хибера к поискам смысла жизни, а также защиты и власти, которые нельзя было обрести посредством физического труда.
Так, несмотря на то, что он уже был гончаром и кузнецом, он также стал Масоном — не тем, кто укладывает кирпич (масонами изначально называли вольных каменщиков), а тем, кто был частью масонского братства. Члены масонской ложи собирались для особых собраний, во время которых они пересказывали древние рассказы о масонах, некоторые из которых состояли в числе тех людей, которым Соломон получил построить храм в Иерусалиме. Эти истории развлекательны и в то же время помогали членам этого общества учиться быть преданными и доверять друг другу и Богу.
Масоны южной части Нью-Йорка, где жил Хибер, проводили свои собрания в таверне, которая символизировала храм Соломона. Во время своих собраний масоны, добавляя свои собственные детали к этим историям, разыгрывали сценки из краткого библейского рассказа о Хираме I Великом (происходившего из колена Неффалимова и сына вдовы). В масонской версии этой истории Соломон поверяет Хираму построить храм. Хирам отказывается раскрыть тайное слово мастер-масона своим подчиненным, и его убивают за его преданность. По модели Хирама, масоны символично переходят из степени Ученика в степень Подмастерья, а затем и в степень Мастер-Масона. Для этого используются жесты, тайные слова и особая ритуальная одежда.
Масоны позволили Хиберу присоединиться к ложи в качестве ученика. На каждом собрании он узнавал о новых знаках, словах и символах, которые он обещал никому не раскрывать, и с получением которых ему пошагово открывались свет и знания. По ходу того, как Хибер продвигался в степенях персонального развития, он символично проходил глубже и глубже в храм Соломона на пути к свету, начав со степени ученика, а позднее уже как мастер-масон.
Но на этом для Хибера все и закончилось. Оказалось, что в то время, когда Хибер мог продвигаться в масонстве, исчез один масон по имени Уильям Морган, тайно публиковавший масонские секреты в ближайшем городе. За этим последовали недовольства в сторону масонов, так как многие думали, что именно масоны схватили и убили Моргана. Это привело к тому, что популярность масонства в этом районе пришла в упадок, и сам Хибер отошел от общества. Это была большая потеря для Хибера — ему нравились масонские идеалы, дружба и тот рост, которые он давало ему масонство. Все эти ритуалы и рассказы помогали Хиберу и его друзьям по ордену чувствовать себя частью чего-то древнего и таинственного.
Да, масонство полно тайн, но еще не доказано, что своими корнями оно уходит в древность…
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Автор Лаура Харрис Хейлз. Переводчик Ольга Малетина.