Некоторые могут задаться вопросом, какое священство, если таковое вообще имеется, есть у женщин в Церкви, где только мужчины рукоположены в священство и председательствуют в качестве его руководителей. У женщин в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней всегда была эта власть.

Хотя такое право было частью откровения в Церкви с самого начала, многим членам Церкви это не всегда было понятно. В этой статье я попытаюсь пролить свет на это важное учение, определив три способа, как женщины обладают властью священства в Церкви, и один способ, который уникален для мужчин.

1. Женщины обладают властью священства в своих церковных призваниях.

В своем историческом выступлении о женщинах и священстве старейшина Даллин Х. Оукс учил:

«Мы не привыкли говорить о том, что женщины имеют власть священства в своих церковных призваниях, но какая другая власть это может быть? Когда женщину — молодую или старую… ей дается власть священства, чтобы выполнять функции священства… Кто бы ни действовал в чине или призвании, полученными от того, кто держит ключи священства, этот человек будет использовать власть священства, выполняя порученные ему обязанности» (Даллин Х. Оукс, Ключи и власть священстваЛиахона, май 2014 года).

Как говорится в этом впечатляющем заявлении, женщинам дается власть священства, когда их рукополагают для их церковных призваний. Хотя это была новая идея для многих членов Церкви, она основана на ранних откровениях Учения и Заветов. Например, всего через три месяца после того, как Церковь была организована, Господь сказал Эмме Смит: «И ты будешь посвящена под рукой его (Джозефа Смита), чтобы разъяснять Священные Писания и увещевать членов Церкви согласно тому, что будет дано тебе Духом Моим» (У. и З. 25: 7).

В наши дни мы используем термин «посвящение» исключительно для рукоположения в священство, а термин «рукоположение», чтобы описать власть, которая была обещана здесь Эмме. Однако мы должны признать важность этого откровения в определении роли и силы женщин в храме. Несмотря на заявления в Библии о том, что «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14: 34), это раннее откровение восстанавливает законное и санкционированное место женщин в Церкви, чтобы учить и проповедовать Писание также, как и рукоположенные старейшины (см. У. и З. 20: 42, где подобным же языком описывается работа старейшин).

Кроме того, Господь показал, что «все другие власти или чины в Церкви являются придатками к этому священству» (У. и З. 107: 5). Это означает, что вспомогательные организации, такие как Общество Милосердия, Общество Молодых мужчин, Общество Молодых женщин, Первоначальное Общество и воскресная школа — все это приложения к священству. Отсюда следует, что они получают свою власть от священства, чтобы помогать в работе спасения.

Действительно, как объяснил старейшина Даллин Х. Оукс: «Итак, воистину сказано, что Общество милосердия — это не просто класс для женщин, но что-то, к чему они принадлежат, — учрежденный Богом придаток священства» (Ключи и власть священства). Это согласуется с тем, чему учил Пророк Джозеф Смит, когда он впервые организовал Общество Милосердия «в порядке священства по образцу Церкви» и поручил им не только «избавлять бедных», но и «спасать души» (см. Евангельские тематические эссе: Учения Джозефа Смита о священстве, храме, женщинах).

2. Женщины обладают властью и силой священства благодаря храмовому облечению.

В другом важном выступлении о женщинах и священстве старейшина М. Рассел Баллард объяснил, что «Когда мужчины и женщины идут в храм, и те и другие получают облечение одной и той же силой, которая по определению есть сила священства… доступ к этой силе и благословениям священства есть у всех детей Бога» (М. Рассел Баллард, журнал «Лиахона», сентябрь 2014 года). Хотя женщины и не рукоположены в священство, они наделены силой и властью священства в храме.

Эта концепция согласуется с молитвой посвящения храма в Киртланде, когда Пророк Джозеф Смит молился: «И мы просим Тебя, Святой Отче, дабы слуги Твои могли идти в мир из дома этого, вооруженные силой Твоей, и дабы имя Твое было на них, и слава Твоя была вокруг них, и дабы ангелы Твои смотрели за ними» (У. и З. 109: 22). Термин «слуги» является гендерно нейтральным и, в равной степени, относится как к мужчинам, так и к женщинам.

В храме женщины и мужчины наделены духовной силой и властью, поскольку они «абсолютно и полностью берут на себя [имя] Иисуса Христа» (старейшина Дэвид А. Беднар, журнал «Лиахона», май 2009 г.). Полные благословения храмового облечения были впервые открыты в Наву и давались и мужчинам, и женщинам.

Именно благодаря этому дару силы и власти священства, женщины уполномочены исполнять и совершать священные обряды в храмах Церкви» (Евангельские тематические эссе: Учение Джозефа Смита о священстве, храме, женщинах). Как объяснил старейшина Баллард: «Все, кто входят в дом Господа, участвуют в таинствах священства» (старейшина М. Рассел Баллард, журнал «Знамя», сентябрь 2014 г., акцент добавлен автором). Хотя в ранней церковной истории было время, когда некоторые женщины использовали эту власть священства для прислуживания больным вне храма, позднее выяснилось, что власть женщины, чтобы исполнять таинства, больше относится к храму (Евангельские тематические эссе: Учение Джозефа Смита о священстве, храме, женщинах). С того времени членов Церкви поощряют следовать порядку Нового Завета, чтобы «призывать старейшин», когда они больны (Иаков 5: 14).

3. Женщины имеют власть священства через храмовый брак, чтобы председательствовать со своими мужьями над их потомством во времени и в вечности.

В обращении «Семья: воззвание к миру» говорится, что «в соответствии с Божественным замыслом отцы должны председательствовать над своими семьями в любви и праведности… Основная обязанность матерей — воспитание детей. Выполняя эти священные обязанности, отцы и матери должны помогать друг другу как равные» («Семья: воззвание к миру», журнал «Знамя», ноябрь 1995 г.). Хотя отцы и призваны председательствовать, их жены являются равными партнерами. В этом божественном партнерстве, изначально заложена идея о том, что матери руководят своими детьми вместе со своими мужьями.

Старейшина Даллин Х. Оукс объяснил: «Одно из важных различий в действии власти священства в семье и в Церкви вытекает из того факта, что руководство семьей — патриархально, тогда как руководство Церковью – иерархично» (журнал «Лиахона», октябрь 2005 г.). Чтобы проиллюстрировать эту точку зрения, старейшина Оукс поделился следующим жизненным опытом: «Когда умер мой отец, семьей стала руководить мать. У нее не было чина священства, но как оставшийся в живых родитель, она стала главой семьи. В то же время она всегда полностью признавала власть священства нашего епископа и других церковных руководителей. Она руководила своей семьей — они руководили Церковью» (старейшина Даллин Х. Оукс, журнал «Знамя», октябрь 2005 г.).

Этот порядок семейного управления, когда отцы и матери председательствуют над своими детьми, называется патриархальным порядком и начинается через вечный брачный союз. Президент Эзра Тафт Бенсон объяснил, что «порядок священства, о котором говорится в Священных Писаниях, иногда упоминается как патриархальный, потому что оно переходило от отца к сыну. Но этот порядок иначе описан в современном откровении, как порядок семейного управления, когда мужчина и женщина входят в завет с Богом, как сделали Адам и Ева, чтобы быть запечатанными на вечность, иметь потомство и исполнять волю и работу Бога во всем их смертном существовании. Если пара верна своим заветам, они имеют право на высшее благословение небесного Царства» (президент Эзра Тафт Бенсон, журнал «Знамя», август 1985 года).

Как объяснил президент Бенсон, этот патриархальный порядок семейного управления посредством вечного брака позволяет нам войти в высшую степень Целестиального Царства. Господь открыл Пророку Джозефу Смиту, что «В целестиальной славе существуют три уровня или степени Небес; И для того, чтобы достичь наивысшей из них, человек должен вступить в этот сан священства [подразумевается новый и вечный завет бракосочетания]» (У. и З. 131: 1-2). Этот порядок также позволяет нам руководить нашими семьями во времени и во всей вечности. Как Господь объяснил Адаму (и, хотя и не напрямую, Еве): «Я поставил тебя быть во главе; множество народов произойдет от тебя, и ты — князь над ними вовеки» (У. и З. 107: 55).

Эти благословения председательствовать над нашими семьями в вечности в высшей степени Целестиального Царства являются благословениями стать подобными нашему Небесному Отцу и Матери. Как объяснил старейшина Брюс Р. Макконки: «Если праведные мужчины имеют власть через Евангелие и через его коронующее постановление о небесном браке, чтобы стать царями и священниками и править в возвышении навсегда, из этого следует, что женщины (без которых они не могут достичь возвышения) будут царицами и священницами (Откровение 1: 6; 5:10.) Возвышение произрастает из вечного союза мужчины и его жены. Те, чей брак выдержит испытание временем в вечности, говорит Господь: «они будут богами» (У. и З. 132: 20); то есть каждый из них, мужчина и женщина, будет богом. И тогда они будут править над их владычествами навечно» («Мормонское учение», стр.613; примечание: термин «бог» может применяться в Свяещнных Писаниях как к возвышенным мужчинам, так и к женщинам. Термин «богиня» не используется в церковных учениях).

Только мужчины получают священство и рукополагаются в его чины

Хотя женщины и обладают силой священства благодаря своим призваниям и через силу храмовых таинств, мы обычно не говорим, что женщины «являются носителями священства», потому что они не священники или не рукополагаются в офис священства. Как говорится в Евангельских тематических эссе, «ни Джозеф Смит, ни какое-либо лицо, действующее от его имени, ни один из его преемников не даровали Священство Аароново или Мелхиседеково женщинам и не рукополагали женщин в офис священства» (Евангельские тематические эссе: Учения Джозефа Смита о священстве, храме, женщинах). Это также верно в нашей храмовой работе для мертвых, где мы посвящаем мужчин быть старейшинами для участия в заместительном облечении, но не посвящаем женщин в офис священства.

С самого начала только мужчины рукополагались в священство. Как открыл Господь пророку Джозефу Смиту: «Сан этого священства был утвержден, дабы передаваться от отца к сыну», которому оно «по праву принадлежит» (У. и З. 197: 40, акцент добавлен автором). Но важно помнить, что «мужчины – это не «священство». Мужчины являются носителями священства со священным долгом использовать его для благословения всех детей Божьих» (старейшина Даллин Х. Оукс, журнал «Лиахона», май 2014 г.). Таким образом, независимо от того, кто является носителем священства, «доступ к этой силе и благословениям священства есть у всех детей Бога» (старейшина М. Рассел Баллард, журнал «Знамя», сентябрь 2014 года).

Почему мужчины рукополагаются в священство, а женщины нет, не было ясно открыто, и это будет мудрым решением с нашей стороны не спекулировать насчет идей, которые могут быть запутанными или высокомерными. Старейшина Даллин Х. Оукс объяснил: «Если вы читаете Священные Писания, имея в виду следующий вопрос: «Почему Господь повелел это, или почему Он сказал то», вы обнаружите, что менее чем в одной из ста заповедей была дана какая-то причина. Господу не свойственно давать причины. Мы [смертные] можем представлять причины… для заповедей. Когда мы это делаем, мы делаем это самостоятельно, и наши ответы могут оказаться абсолютно неправильными. Давайте не будем совершать ошибку, которая делалась в прошлом … пытаясь объяснить причины для откровения» («Полученные жизненные уроки», стр. 68-69).

Хотя причина того, почему мужчинам дается власть священства, не была открыта, Господь явил, что мужчины должны делать с этим священством. Как упоминалось ранее, носители священства должны использовать свою власть священства для дарования благословений Евангелия и его таинств всем детям Божьим (У. и З. 107: 18-20). Но мужчины несут особую ответственность, чтобы даровать эти благословения своим семьям, как отцы во священстве.

Отцы должны использовать священство, чтобы благословлять и даровать таинства своей семье

Одно из величайших откровений о священстве, данное в нашем устроении, содержится в Учении и Заветах, раздел 107. Хотя к откровению позже было добавлено несколько стихов (см. заглавие к разделу), когда оно было изначально дано, оно завершалось величайшим уроком об отцовстве. В нем было открыто, что Адам был первым отцом священства, и он использовал свое священство для управления таинствами и для благословения своих сыновей и дочерей, чтобы привести их всех в присутствие Бога (У. и З. 107: 53-54). Он также рукоположил своих сыновей, чтобы они, в свою очередь, благословляли свое потомство, используя это священство (У. и З. 107: 41-53).

В результате У. и З. 107 — это не просто откровение о священстве, но и откровение об отцовстве. Оно показывает, что вначале священство было связано с отцовством, и что отцы прежде всего использовали эту силу, чтобы благословлять и служить своим семьям. Фактически, Авраам называл священство «правом, которое принадлежит отцам» и «назначени(ем) Божь(им), которое давалось отцам» (Авр. 1: 2,4). Мы видим этот принцип в действии сегодня, когда верные отцы используют дарованную им власть священства, чтобы благословлять своих детей, крестить и даровать Святой Дух, и служить больным членам семьи.

Как объяснил церковный историк Стивен Харпер: «Один неизмеримый результат раздела 107 Учения и Заветов — это то, насколько он придает смысл жизни людей. В разделе 132 подчеркивается возвышающая сила священства как для женщин, так и для мужчин, но особая сила раздела 107 дает обычным, даже ущербным мужчинам и долг, и предназначение, которые могут побудить их подняться на гораздо большие высоты служения Богу и семье, чем они могли бы, используя свои естественные задатки. Это откровение пришло в то время, когда в американской культуре начался распад отцовства. Отметив, как принципы возвышающего священства в разделе 107, казалось, оказали особо сильное влияние на отца самого Джозефа, историк Ричард Бушман дошел до того, что сказал, что «в восстановлении священства, Джозеф восстановил отцовство» («Харпер», «Понимание Учения и Заветов», стр. 397-399).

Эта связь между отцовством и священством помогает нам понять, что подразумевается в Воззвании о семье, где говорится, что «В соответствии с Божественным замыслом отцы должны председательствовать над своими семьями в любви и праведности» (журнал «Знамя», ноябрь 1995 г.). Исторически некоторые отцы пренебрегали этими обязанностями или предполагали, что это наставление давало им право всем распоряжаться и практиковать «неправедное владычество» (У. и З. 121: 39; см. Оукс, журнал «Знамя», октябрь 2005 г.). В действительности же, председательствовать, как руководитель священства, означает служить (От Мф. 23: 11), и отцы должны выполнять свое уникальное призвание, чтобы руководить, обеспечивать и защищать, используя свое священство для благословения и служения своим семьям (У. и З. 107: 40-53).

Это означает, что самая великая цель для мужчин, являющихся носителями священства, заключается не в том, чтобы служить епископами или президентами кола, а в том, чтобы быть отцами. Отцовство — «это вечное призвание, от которого вы никогда не освобождаетесь. Призвания в Церкви, хотя и важны, по своей природе предназначены лишь на период времени» (Президент Эзра Тафт Бенсон, журнал «Знамя». 1987 г.). Истинно, как не раз учил церковных руководителей президент Гарольд Б. Ли: «Самая важная работа, которую вам когда-либо придется выполнять… — это работа, выполняемая в стенах своего собственного дома» (Учения президентов Церкви: Гарольд Б. Ли, стр. 134).

В заключении

Хотя мы не знаем всех причин, почему мужчины и женщины выполняют разные роли, которые им даны в плане нашего Небесного Отца, мы знаем, что эти роли намеренно не совпадают. Многие в нашей современной культуре предполагает, что, чтобы быть равными, родовые роли должны быть одинаковыми, но живые пророки регулярно учат нас иному посланию. Например, старейшина Даллин Х. Оукс учил, что «в глазах Бога… женщины и мужчины равны и имеют разные обязанности» (Оукс, журнал «Лиахона», май 2014 года).

Ему вторят слова старейшины М. Рассела Балларда, который учил, что «Мужчины и женщины равны в глазах Бога и в глазах Церкви; но то, что они равны, не означает, что они одинаковы. Несмотря на то, что ответственности и Божественные дары мужчин и женщин различны по своей природе, они равны по своему значению или влиянию. Бог не считает ни один из полов лучше или ценнее другого» (Баллард, журнал «Лиахона», сентябрь 2014).

Различные дары и роли мужчин и женщин призваны дополнять друг друга. «Духовная природа мужчины и женщины такова, что они дополняют и совершенствуют друг друга, и поэтому мужчины и женщины должны вместе развиваться, стремясь к возвышению» (старейшина Дэвид А. Беднар, Знамя, февраль 2006 г.). Мужчина или женщина никогда не должны были делать это в  одиночку.

Как сказал президент Бойд К. Пэкер:

«Сначала Адам был один. У него была власть священства, но один, он не мог выполнить цели своего создания. Как не мог бы ни один другой человек… Если бы Адам и Ева по своей природе не отличались друг от друга, они не смогли бы размножаться и наполнять Землю. Дополняющие различия — это ключ к плану счастья» (Пэкер, журнал «Знамя», ноябрь 1993 г.).

Как настолько сильно учит история Адама и Евы, мужчины и женщины не созданы, чтобы конкурировать друг с другом, стремясь быть независимыми друг от друга. Напротив, Ева была создана, чтобы «помогать» или быть достойным напарником для Адама (Быт. 2:18). Другими словами, она была создана, чтобы быть его «равным партнером» (Воззвание к миру: семья). Она образно была создана из его ребра, чтобы научить нас тому, что она должна была быть бок о бок с ним, созданная Богом, как дополняющая его ровня. И вместе, в их различных, но равных ролях, они должны служить и благословлять друг друга и их детей на время и во всей вечности (Моисей 5: 1-5). И они оба делали это, с разрешения и одобрения Бога и Его святого священства.

Эта статья была впервые опубликована на сайте Meridian Magazine. Автор Уоллес Годдард. Переводчик Елена Шэннон.