«И ныне, вот, если бы Адам не согрешил, он не пал бы, но остался бы в саду Едемском. И всё, что было сотворено, должно было бы остаться в том же состоянии, в котором оно было после своего сотворения; и должно было бы оставаться навеки и не иметь конца» (2 Нефий 2:22).
Факты
У Святых последних дней есть три различных библейских описания творения: одно в книге «Бытие», одно в «Книге Моисея» и одно в «Книге Авраама». Может возникнуть вопрос, почему это так. Важно учитывать, что тот факт, что история имеет несколько вариантов, не означает, что они являются неправильными. Например, Евангелия от Матфея, Марка и Луки являются истинными и священными книгами Священных Писаний, и всё же в каждой из них представлена своя версия жизни и служения Иисуса Христа. Похоже, что-то подобное произошло и с ранними рассказами о сотворении.
Не только книги Авраама, Моисея и Бытия содержат различные версии сотворения, существуют другие библейские отрывки, которые позволяют понять, что существуют и другие версии. Например, из 1 главы книги Бытия мы узнаём, что сотворение из хаоса заняло шесть дней, начиная со света и заканчивая людьми.
С другой стороны, во второй главе Бытия нет упоминания о количестве дней. Помимо этого, там сказано, что сначала был создан человек, затем Эдем, растения, животные, и, наконец, женщина. Иезекииль 28:12-19 добавляет, что Эдем был «садом Божьим» и описывает фигуру, названную «помазанным херувимом, осеняющим». Это был хранитель, который носил нагрудный знак, как у первосвященника, с драгоценными камнями(ст.13).
В книге Иова, с другой стороны, Бог «полагал основание земли» (38:4), «положил меру ей» и «протягивал по ней вервь» (ст.5). Он также «утвердил основание» и «положил краеугольный камень» (ст.6), и «затворил море воротами» (ст.8). В Псалме 103 Бог сотворил землю «простирая небеса как шатер» (ст.2) и устроив «над водами горние чертоги» (ст.3). Он также «поставил землю на твердых основах» (ст.5), покрывая землю водами и положив предел, который они не могут перейти (ст.9), и сотворив «луну для указания времен» (ст.19) .
Эти примеры свидетельствуют о том, что различные теории сотворения распространялись среди верующих в древнем мире, и что авторы Ветхого Завета, по-видимому, знали о них. Это также подтверждает возможность того, что пророки Книги Мормона были осведомлены об историях сотворения, отличных от той, которая была представлена в книге Бытия. Во второй главе 2 Нефия, например, Легий предложил дополнительные сведения об Эдемском саду, которые не упоминались в Бытии. Он описал плод дерева жизни как сладкий, а запретный — как горький (2 Нефий 2:15). Он также объяснил, что Адам и Ева «не имели бы детей» (ст.23), если бы они остались в Эдеме, и что «Адам пал, дабы люди могли быть. А люди есть, дабы иметь радость» (ст.25) То, что они вкусили плод, Легий назвал «падением» (2 Нефий 2:22,25,26) и сравнил змея с дьяволом (2 Нефий 2:17-18), чего не было в Бытии.
Стихи 2 Нефий 2:17-18 кажется, позволяют предположить, что у Легия была версия Бытия с некоторым сходством с тем, что написано в книге Моисея: «И мне, Легию, согласно тому, что я прочитал, надлежит полагать, что ангел Божий, согласно тому, что написано, пал с Небес; и потому он стал дьяволом… И поскольку он пал с Небес и стал несчастным навеки, он также искал того, чтобы всё человечество было несчастным» (ст.17-18). Здесь Легий, похоже, объединяет идеи из Исайи 14:12 и Моисея 4:3-4. Эти детали указывают на то, что Легий мог знать истории сотворения, отличные от описанной в Бытии.
На протяжении всего периода древнего Ближнего Востока сотворение описывалось как битва между воинством Бога и чудовищем хаоса, которое часто сравнивалось с океаном. Бог убьёт монстра, затем возьмёт его труп и обратит в космос. Исайя 27:1 намекает: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, и убьет чудовище морское».
Псалом 88:8-10 также обращается к этой истории сотворения: «Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. Ты низложил Раава, как пораженного».
Иаков, младший брат Нефия, по видимому, также ссылается на традиционный образ сотворения, включающий чудовище хаоса. Во 2 Нефии 9:10, 19 и 26 он неоднократно использовал образ «ужасного чудовища» для обозначения смерти и ада. Это говорит о том, что и авторы библейских текстов и пророки Книги Мормона, возможно, знали об историях сотворения, которые были широко распространены среди древних ближневосточных культур.
Причины
Совокупность этих упоминаний из Ветхого завета и Книги Мормона показывает, что древние пророки, по-видимому, спокойно цитировали различные версии истории создания. Поэтому нам не стоит беспокоиться, когда мы открываем свои священные писания и видим три разных версии истории сотворения. Напротив, нам следует ценить те различия, которым каждая из версий может нас научить.
Легий использовал доступную ему версию повествования об Эдеме, чтобы учить о противоположности и свободе воли, вероятно потому, что в этой версия эти темы подчеркивались. Иаков, с другой стороны, использовал историю сотворения об ужасном чудовище, чтобы подчеркнуть, как сила Христа через Искупление может спасти нас от ужасов жизни.
Вслед за Легием и Иаковом мы можем почерпнуть разные истины из различных доступных нам рассказов о сотворении. В 1 главе Бытия Бог породил всё сущее, просто сказав, что напоминает нам о силе Бога. Моисей во 2 главе даёт понять, что Христос был главной фигурой, ответственной за сотворение. Это напоминает нам о Его центральной роли от начала мира до конца его. Наконец, книга Авраама ясно даёт понять, что божественный совет был частью сотворения земли, напоминая нам о важности советов в нашей собственной жизни.
Когда мы читаем и сравниваем различные версии сотворения в наших Священных Писаниях, стоит помнить, что мы находимся в хорошей компании. Подобно пророкам древности, мы можем получить более глубокое понимание Божьих творений, внимательно изучая каждую версию и применяя различные истины, заложенные в них, к нашей жизни.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Book of Mormon Central.
Переводчик: Анна Селимова.