«Ибо Господь Бог сказал, что слова верных будут говорить, как если бы от мёртвых» (2 Нефий 27:13).
Примечание: в предыдущем разделе Причины-Факты было представлено краткое введение в стилометрию и обзор стилометрических исследований по Книге Мормона. Основываясь на этих данных, эта статья рассматривает последние стилометрические исследования, изучающие способность романистов создавать различные авторские стили или «голоса» для нескольких вымышленных персонажей.
Факты
На сегодняшний день совокупные данные из нескольких достоверных стилометрических исследований по Книге Мормона показали, что там задействовано несколько различных стилей письма и что эти стили находятся в согласии с авторами, указанными в самом тексте. Однако, естественно, можно задаться вопросом, является ли разнообразие стилей в Книге Мормона чем-то уникальным или поразительным. Возможно ли, что один талантливый писатель мог создать это разнообразие всевозможных стилей?
Несколько ранних исследований с использованием упрощенных стилистических методов пришли к предположению, что талантливый автор действительно может создавать несколько стилей или «голосов» для разных вымышленных персонажей. В недавнем исследовании, используя более надежный метод, Мэтт Ропер, Пол Филдс и Ларри Бассист нашли убедительные доказательства для подтверждения этой гипотезы.
Используя статистическую методику, называемую анализом главных компонентов (РСА), они проанализировали шаблоны служебных слов вымышленных персонажей, созданные четырьмя авторитетными писателями XIX века: Чарльзом Диккенсом, Джейн Остин, Сэмюэлем Клеменсом (Марк Твен) и Джеймсом Фенимором Купером. Их результаты показывают, что в той или иной степени каждый автор в своих рассказах смог создать отдельный голос для различных вымышленных персонажей, включая рассказчиков. Как показано на следующем графике, где рассказчики расположены слева, в то время как вымышленные персонажи более свободно сгруппированы справа. Каждая точка представляет собой отрывок текста персонажа из 2000 слов.
Поскольку во всех случаях у рассказчиков были явно другая частота использования служебных слов, чем у не рассказчиков, исследовательская группа повторно установила РСА для того, чтобы оценить разнообразие голосов среди не рассказчиков. На этих голосах не рассказчиков они провели четыре отдельных многомерных испытания, шесть из которых привели к статистически значимым различиям между голосами персонажей.
Комбинированные данные этих тестов показывают, что различия в шаблонах служебных слов среди персонажей, описанных этими четырьмя авторами, довольно значительны. Статистически говоря, можно сказать, что персонаж Марка Твена, Том Сойер, действительно имеет другой «голос», чем его друг Гекльберри Финн, и что голос Элизабет Беннет, персонажа Джейн Остин, действительно отличается от голоса мужчины её сердца, мистера Дарси. В то время, как голоса этих персонажей всё же обычно объединены автором, который их создал, они достаточно разные, чтобы можно было рассматривать их как статистически отдельные друг от друга.
Успешно выделив отдельные голоса у вымышленных персонажей, созданных писателями XIX века, исследовательская группа затем применила этот же стилометрический метод к написанному персонажами Книги Мормона.
На следующем графике показано разнообразие голосов в Книге Мормона. Посредством эллипсоидных облаков, демонстрируется, как сочинения основных авторов книги Мормона образуют различные группы. В общей сложности с помощью стилометрического анализа в книге Мормона можно обнаружить 28 различных голосов.
Удивительно, но после того, как были приняты меры по стандартизации двух исследований для достоверности сравнения, результаты показали, что уровень разнообразия голосов среди персонажей книги Мормона превзошёл уровень разнообразия среди вымышленных персонажей, созданных писателями XIX века. Уровень разнообразия голосов в книге Мормона более чем в два раза превысил средний уровень для романистов XIX века. Кроме того, результаты исследовательской группы показывают, что разнообразие характеров книги Мормона больше, чем даже общее разнообразие, достигнутое четырьмя из наиболее широко признанных талантливых прозаиков девятнадцатого века, содержащихся в восьми их работах вместе взятых!
Причины
Эти статистические результаты поразительным образом поддерживают утверждения самой Книги Мормона о её авторстве. Даже если бы Джозеф Смит был талантливым и опытным писателем, для того, чтобы подделать книгу Мормона, ему нужна была бы способность создавать чёткие вымышленные голоса, которая превосходит способности некоторых величайших романистов его времени. Тем не менее сам Джозеф и те, кто знали его лучше всего, все настаивали на том, что он был относительно необразованным. Кроме того, литературовед Роберт Рис утверждал, что в отличии от великих произведений, созданных современниками романтической эпохи Джозефа Смита, нет никаких свидетельств того, что он предпринимал какие-либо подготовительные литературные шаги до того, как начать переводить Книгу Мормона.
Риз разъяснял: «Нет никаких доказательств, что Джозеф вёл журнал, или развивал свой стиль письма, нет сведений о написанных им очерках или рассказах, никаких признаков того, что он продумывал основные персонажи нефийской истории, планировал сюжет, или работал над главными темами и идеями, найденными на страницах книги. Нет никаких доказательств, что он сознательно разрабатывал авторский голос или развивал собственный стиль письма (или, что он хотя бы понимал, к чему это приведёт). Он также не проявлял склонности к составлению больших повествовательных форм или различных стилей, или чего-либо подобного сложным, переплетающимся фрагментам из Книги Мормона».
Эта ситуация делает результаты стилометрического анализа ещё более поразительными. Трудно себе представить, чтобы пограничный фермер с ограниченным формальным образованием и без каких-либо литературных достижений мог создать произведение художественной литературы с таким разнообразным набором стилистически различающихся голосов.
Кроме того предыдущие стилометрические исследования показали, что ни один из авторов XIX века, обычно подозреваемых в написании Книги Мормона, не имеет образцов, соответствующих любому из её стилей. К числу этих авторов относятся Сидней Ригдон, Соломон Сполдинг, У. У. Фелпс, Оливер Каудери, Парли Пратт и сам Джозеф Смит.
Таким образом, для того чтобы один из этих кандидатов стал истинным автором Книги Мормона, ему нужно было написать так, чтобы полностью замаскировать свой стиль, в то же время создавая разнообразие голосов, находящееся за пределами возможностей некоторых из самых талантливых романистов того времени! Такое сочетание достижений кажется маловероятным для любого из них, и особенно для Джозефа Смита, который был наименее образованным и опытным из всех.
В отличие от этого сценария, результаты недавнего стилометрического анализа можно легко сопоставить с утверждениями об авторстве, отраженными в самой Книге Мормона. Если исходные тексты Книги Мормона были действительно написаны большим количеством древних пророков на протяжении 1000 лет, то это, естественно, объяснило бы, почему её голосовое разнообразие больше, чем разнообразие, достигнутое в целом четырьмя из самых выдающихся романистов XIX века. В свете этих последних выводов можно сказать, что статистические методы стилометрии в очередной раз помогли нам получить «уверенность в невидимом» (К Евреям 11:1).
Оригинал статьи был опубликован на сайте Meridian Magazine. Переводчик: Анна Селимова.