«Я изгоняю тебя, нечистый дух, во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы ты вышел и удалился из слуги Божьего…»
Это не то, чего вы обычно ожидаете услышать при крещении, но молитвы изгнания были лишь одним из многих изменений, которым подверглось таинство крещения во время Великого Отступничества. В этой статье рассматриваются, почти хронологически, именно такие изменения. Вы, вероятно, знакомы с некоторыми из них (крещение младенцев, крещение окроплением), но этим история эволюции крещения на протяжении веков не ограничена. Джеймс Талмейдж в своей книге «Великое Отступничество» проливает свет на изменения, которые мы рассмотрим в этой статье.
Крещения проводились два раза в год после длительного курса подготовки
На протяжении всего Нового Завета крещения проводились довольно регулярно. Это было достаточно простое постановление, существующее для отпущения грехов. Оно также служило символом смерти и возрождения или воскресения во Христе. Крещения всегда выполнялись полным погружением кем-то, кто имел на это власть.
«Но во втором веке священнический мандат ограничил таинство крещения временем двух церковных праздников — Пасхи и неделей после Троицы [празднования Пятидесятницы] …»
Кроме этого,
«От кандидата требовался долгий и утомительный курс подготовки, прежде чем ему позволялось (креститься) … По мнению некоторых источников, во всех случаях, кроме исключительных, требовался трехлетний курс подготовки» (Джеймс Талмейдж).
Я вижу, откуда исходила ранняя церковь. Возможно, крещение во время религиозного праздника делало таинство более значимым. И, конечно же, крещение — это серьезное обязательство, и люди должны быть готовы к тем заветам, которые собираются заключить. Так что эти изменения не такие уж необычные. Не совсем удобные, но понятные.
Дары молока и меда
«В течение второго столетия символу крещения, как нового рождения, стали придавать новое значение благодаря многим дополнениям к постановлению; поэтому только что крещеные сравнивались с младенцами и получали молоко и мед в подарок, как символ их незрелости» (Джеймс Талмейдж).
Некоторые говорят, что эта практика не началась до 3-го или 4-го века, но 3-й Карфагенский Совет ясно показал, что, независимо от даты, эта практика была действительно добавлена к таинству крещения:
«Но первые плоды, а также мед и молоко, которые предлагаются в один из самых торжественных дней для таинств младенцев, хотя они и предлагаются на алтарь, должны получить свое особое благословение, чтобы их можно было отличить от таинства причастия тела и крови Господних».
Опять-таки в этом нет ничего необычного. Символика имеет какой-то смысл, хотя в Священных Писаниях этой практики однозначно не существует.
Помазание маслом
Согласно всеведущей Википедии:
«Масло катехуменов используется в некоторых традиционных христианских церквях во время крещения; считается, что оно укрепляет того, кого крестят, чтобы отвратить от него зло, искушения и грех. Оглашенный, человек, которого готовили к крещению, также помазывался как символ наследника Царства Божьего, поскольку цари и царицы помазывались при коронациях и получали силу для христианской жизни, подобно пророкам, помазываемым на служение».
Я не знаю точно, когда началась эта практика, но она началась и продолжается в той или иной форме и сегодня. Символизм в ней звучит хорошо, но опять же, это не практика крещения, которая возникла при Христе. На самом деле, это похоже на другое таинство, которое существует в храмах Святых последних дней.
Молитвы по изгнанию злых духов
«В 3-м веке, простое таинство крещения было еще больше усложнено и искажено обрядом экзорцизма. Служитель издавал „странные, угрожающие крики и тирады“, благодаря которым демоны или злые духи, которыми был одержим соискатель, должны были быть изгнаны» (Джеймс Талмейдж).
Мне бы хотелось думать, что «странные и угрожающие крики» — это преувеличение. Возможно, молитвы об изгнании со временем смягчились. Но точной информации у меня нет. Для заинтересованных же читателей, вот пример того, как могла выглядеть молитва об изгнании:
«Я изгоняю тебя, нечистый дух, во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы ты вышел и удалился из слуги Божьего, [имя]. Ибо Он повелевает Тебе, проклятый, Тот, Кто ходил по морю и протягивал правую руку к Петру, когда тот тонул. Поэтому, ненавистный дьявол, прими свой приговор и почти живого и истинного Бога: почти Иисуса Христа, Его Сына и Святого Духа; и изойди из этого слуги Божьего, потому что Бог и наш Господь Иисус Христос соизволили призвать его (ее) к Его святой благодати и благословению, а также к купели крещения».
В погружении нет необходимости
«Погружение, символизирующее смерть с последующим воскресением, больше не считалось неотъемлемым составляющим, и вместо него было разрешено обрызгивать водой. Никто иной, как Киприан, ученый епископ Карфагена, отстаивал уместность обрызгивания вместо погружения в случае физической слабости; и начавшаяся таким образом практика позже стала общепринятой» (Джеймс Талмейдж).
По словам Талмейджа, эта практика началась в первой половине 3-го века. Опять же, в Священных Писаниях нет прецедента для этого изменения. Но если кто-то считал, что заслуживающий доверия церковный руководитель имеет полномочия изменить эти таинства, то мне понятно, почему такая практика вошла в обиход. Часто наших руководителей обвиняют в изменениях или добавлении чего-то к таинствам Евангелия, когда, на самом деле, мы только стремимся восстановить то, что было очень давно утеряно.
Крещение младенцев
«Практика проведения крещения младенцев стала общепринятой в 3-м веке и, несомненно, имела более раннее происхождение… Такое учение чуждо Евангелию и Церкви Христовой, и принятие его в качестве основного принципа является доказательством отступничества» (Джеймс Талмейдж).
Помните, как пророк Мороний решительно осуждал учение о крещении младенцев в конце Книги Мормона? В Книге Морония 8: 9-11 ясно говорится:
«Я знаю, что это настоящее поругание перед Богом — крестить малых детей. Вот, я говорю тебе, что именно этому вы должны учить: покаянию и крещению тех, кто ответственны за себя и способны к совершению греха; да, учите родителей, что они должны покаяться и креститься и смирить себя, как их малые дети, — и все они будут спасены со своими малыми детьми. А их малые дети не нуждаются ни в покаянии, ни в крещении. Вот, крещение совершается к покаянию во исполнение заповедей для отпущения грехов».
Соль во рту
«В 4-м веке стало практикой класть соль в рот недавно крещеного прихожанина, как символ очищения, а фактическому крещению предшествовало помазание елеем» (Джеймс Талмейдж).
Некоторые религии продолжают по-разному использовать соль и сегодня (то есть… кроме как для приготовления пищи). Несколько инструкций о том, как соль использовалась и используется при подготовке к крещению можно найти в римском миссале от 1964 года. Сначала священник благословляет соль, произнеся следующую молитву:
«Всемогущий вечный Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, посмотри с благосклонностью на слуг Твоих, которых Ты избрал призвать к этому первому шагу в вере. Избавь их от внутренней слепоты. Разорви все ловушки сатаны, которые до сих пор связывали их. Открой для них, о Господь, широко дверь Своей отеческой любви. Пусть печать Твоей мудрости проникнет в них и изгонит все порочные и грязные намерения, и впитает благовоние Твоих возвышенных учений. Тогда они с радостью будут служить Тебе в Твоей Церкви и ежедневно расти в совершенстве. И как только они испытают целительное свойство соли, позволь им прийти и приблизиться к благодати Твоего крещения; через Христа нашего Господа».
Потом священник произносит над солью молитву об изгнании:
«Божье творение, соль, я изгоняю демона из тебя, во имя Всемогущего Бога-Отца, в любви нашего Господа Иисуса Христа и в силе Святого Духа. Я очищаю тебя с живым Богом, истинным Богом, святым Богом, Богом, который создал тебя для защиты человечества, и заповедал быть освященной Его служителями на благо людей, которые собираются принять веру. Во имя Пресвятой Троицы стань спасительным знаком, наделенным силой изгонять врага. Потому мы взываем к тебе, Господь, наш Бог, освятить и благословить это творение, соль, дав таким образом совершенное лекарство для всех, кто его получает, которое пронизывает их сокровенное существо. Мы просим об этом во имя нашего Господа Иисуса Христа, который придет судить живых и мертвых, и мир огнем».
Священник предлагает еще одну молитву, а затем делает следующее:
«Взяв щепотку благословенной соли, кладет ее в рот каждому оглашенному, говоря:
„[Имя], прими эту соль в знак мудрости. Пусть это будет также знак, предвещающий тебе вечную жизнь“».
И-и-изменения
С годами таинство крещения претерпело много изменений. Кто-то может сказать, что ранняя церковь иногда была виновна в том, что «не замечала упущений». Но, честно говоря, было много доброжелательных, искренних христиан, живших во время Великого отступничества, которые старались делать все, что в их силах, используя лишь те знания, которые у них были. И, как вы, наверное, заметили, многие изменения в крещении отражают благие намерения. Но они также отражают еще один шаг к исполнению пророчества, записанного в Книге Исаии 24:5:
«И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет».
Крещение у Святых последних дней
В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней крещение сохраняет свою древнюю, но прекрасную простоту, как говорится в Учении и Заветах 20: 73-74:
«Человек, призванный Богом и имеющий от Иисуса Христа власть крестить, сойдет в воду с человеком, желающим креститься и, назвав его или ее по имени, произнесет: Будучи уполномочен Иисусом Христом, я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь.
Затем он погрузит его или ее в воду и после этого выйдет из воды».
Оригинал статьи был опубликован на сайте Third Hour. Автор Дэвид Снелл. Переводчик Елена Шэннон.