На основе дополнительной информации, полученной от историка Церкви, к статье были добавлены поправки.
В этом году Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в России отмечает свою первую годовщину с первого крещения. Официальное призвание Церковь получила в 1991-м году и сегодня наблюдает стабильный рост по ходу того, как новые обращенные узнают и принимают Евангелие. Как же все начиналось?
В начале пути
В 1843-ем году Джозеф Смит призвал старейшин Орсона Хайда и Джорджа Д. Адамса проповедовать в России, однако, со смертью пророка в 1844-ом году, российская миссия была закрыта, хотя миссионерская работа продолжалась еще несколько лет (1). Вплоть до 1895-ого года Август Хеглунд из Швеции продолжал посещать Санкт-Петербург, чтобы встречаться с Йоханом Линдлофом и его женой Альмой, уроженцами Финляндии, и обучать их Евангелию Иисуса Христа. 11 июня 1895 года старейшина Хеглунд сопроводил Йохана и Алму на берег Невы, где состоялось их крещение, ставшее первым в России!
Несколько лет спустя, благодаря обращению Линдлофов и социальным реформам российского правительства, старейшина Фрэнсис М. Лайман из Кворума Двенадцати Апостолов начал снова отправлять миссионеров в Российск ую Империю. В начале августа 1903-его года он прибыл в Россию и посвятил страну для проповедования Евангелия. Брат Михаил Макаров был призван служить в Риге, Латвия, которая тогда была частью Российской Империи. Хотя старейшина Лайман и настаивал на том, чтобы посылать миссионеров в Россию, другие руководители в этом сомневались, так как в то время в России запрещалось миссионерская деятельность каких-либо деноминаций кроме русской православной церкви. Вскоре местное руководство попросило старейшину Макарова покинуть Латвию.
Вскоре началась Первая мировая война, и гражданские распри вызвали всплеск насилия в стране, из-за чего миссионерская деятельность в России приостановилась.
Несмотря на конфликты, происходящие в России, когда она была Советским Союзом, члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней из Европы старались познакомить людей в России с Евангелием. Андре Анастасьон, иммигрант из Одессы, Украина, начал переводить Книгу Мормона на русский язык вскоре после присоединения к Церкви в 1918-ом году. В 1981-ом году Церковь опубликовала Книгу Мормона на русском, воспользовавшись переводом Андре. С тех пор несколько человек приняло Евангелие Иисуса Христа в России, став пионерами Церкви в этой стране.
Конец Холодной войны
В 1989-ом году семья Теребениных из Ленинграда (нынешний Санкт-Петербург), Россия, навещали друзей в Будапеште, Венгрия, которые пригласили Юрия, Людмилу и их дочь Анну сходить с ними на воскресную службу. С того момента жизнь Юрия и Людмилы изменилась. В тот день на собрании они почувствовали особенный дух, и знали, что им необходимо встретиться с миссионерами. Вскоре они крестились.
Пока Россия переживала эпоху политических реформ, члены Церкви из Америки, которые в то время находились в Москве по работе, старались делиться Евангелием со своими русскими друзьями. Галина Гончарова узнала о Евангелии от своего друга Дона Торнтона, который поделился с ней Книгой Мормона. Взяв Книгу Мормона, сквозь слезы она сказала, что сразу почувствовала, что эта книга от Бога. В июне 1990-ого года она стала первой обращенной в Москве.
По ходу того как Церковь начала расти в Санкт-Петербурге, Выборге, Москве и других городах, руководство Церкви решило послать старейшину Рассела М. Нельсона из Кворума Двенадцати Апостолов в Россию, чтобы еще раз посвятить страну для миссионерской работы. Первое посвящение было совершено старейшиной Лайманом почти веком ранее. 26-ого апреля 1990-ого года старейшина Нельсон произнес молитву посвящения в Санкт-Петербурге.
Тамара Ефимова из Санкт-Петербурга познакомилась с миссионерами той же весной, когда навещала подругу. Она пригласила их прийти к ней домой, чтобы они могли рассказать ей и ее семье о Евангелии. Ее отец сомневался, что миссионеры могут рассказать ему что-то новое о Боге. Однако, то, чем они с ним поделились, глубоко затронуло его сердце, и он поверил их учению. В июне того же года они присоединились к Церкви. С 1995-ого по 1998-ой годы брат Ефимов был первым русским президентом миссии в России.
В 1991-ом году в Советский Союз приехал с концертом Мормонский Табернакальный хор. А 28-ого мая, вскоре после концерта, российские власти официально признали Церковь в России (2).
Церковь мормонов в России сегодня
В 2011-ом году старейшина Нельсон снова вернулся в Россию, чтобы организовать первый кол в Москве, а в последующем — в Санкт-Петербурге.
Хотя в России еще нет своего храма, несколько храмов построены относительно недалеко от российских границ, как например храм в Хельсинки, Финляндия, посвященный Гордоном Б. Хинкли в 2006-ом году, и храм в Киеве, Украина, посвященный Президентом Томасом С. Монсоном в 2010-ом году. До этого, ближайшие храмы были расположены в Стокгольме, Швеция, во Фрайберге, Германия и в Сеуле, Южная Корея.
Согласно пророчествам руководителей Церкви, если российские Святые последних дней будут продолжать служить и быть примером истинных учеников Христа, живя по Его Евангелию, рост Церкви будет продолжаться, и когда-нибудь в России построен храм.
(1) Хотя Хайд и Адамс были призваны на миссию в Российскую империю, они так никогда туда и не отправились. Российской миссии не существовало, и до обращения семьи Линдлофов Церковь не отправляла миссионеров в саму Россию (хотя были миссионеры в Финляндии).
(2) Власти признали Церковь еще до 28 мая 91 г., но об этом было объявлено только 28 мая.