ВОПРОС

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, разобраться, почему у некоторых так много испытаний, а другие, кажется, всегда живут счастливо и процветают? Почему в жизни столько несправедливости?

Михаил

ОТВЕТ

Михаил

Когда мы размышляем о Его любви, милости и благодати, думая о тех, кто жил до нас, ваш вопрос становится даже глубже. История, кажется, постоянно повторяет себя. Некоторые страдают, преодолевая множество испытаний. Другие же ведут жизнь избавления и исцеления (не имея так уж много трудностей). Наш нынешний день ничем не отличается. Одни дети Божьи учатся через испытания и страдания (порой мы чувствуем, что страдаем больше, чем можем выдержать). Другие же познают уроки жизни, казалось бы купаясь в благодати и благополучии. Для того, чтобы пролить немного света на ваш вопрос, мы хотели бы процитировать несколько мест из выступления старейшины Дэвида А. Беднара «Чтобы мы смогли… не отпрянуть” (У. и З. 19: 18)».

Первое — это когда он сам цитировал покойного старейшину Максвелла. «Во время октябрьской Генеральной конференции 1997 года, в своем выступлении под названием “В силу искупительной крови Христовой”, старейшина Максвелл учил: “Сталкиваясь с нашими меньшими испытаниями и невзгодами, мы тоже можем взывать к Отцу, так же как и Иисус, чтобы нам ‘не отпрянуть’, то есть не отступить и не пошатнуться (У. и З. 19: 18). Не отпрянуть — это гораздо важнее, чем выжить! Более того, испить горькую чашу и не ожесточиться означает частично стать подобными Иисусу» (Лиахона, январь 1998 г., стр. 23). Хотя эта цитата не дает абсолютного ответа на то, почему некоторые страдают больше, чем другие, в ней находятся проницательные слова, над которыми стоит поразмышлять в связи с нашими личными испытаниями и тяготами в жизни.

Старейшина Беднар продолжает: «Ответ старейшины Максвелла на мой вопрос заставил меня задуматься над словами старейшины Орсона Ф. Уитни, который также служил членом Кворума Двенадцати Апостолов. Он сказал: Нет такой боли, которую мы переносим, нет такого испытания, которые были бы напрасны. Они служат нашей подготовке, развитию таких качеств, как терпение, вера, стойкость и смирение. Все, что мы переносим, и все испытания, которые мы выдерживаем, особенно если мы делаем это с терпением, воспитывают наш характер, очищают наши сердца, развивают наши души и делают нас более чуткими и милосердными, более достойными  называться детьми Бога… и это через горе и страдания, тяжелый труд и несчастья мы обретаем ту подготовку, ради которой мы приходим сюда» (как цитировал его Спенсер В. Кимбалл в книге «Вера предшествует чудесам», [1972 г.], стр. 98).

В Новом Завете, в Послании к Римлянам 5, Павел заявляет, что хвалится из-за своих личных испытаний и невзгод. Он благодарен, потому что они дали ему опыт, терпение и надежду. Когда мы размышляем о собственной жизни, мы должны понимать, что существуют две основные причины для испытаний. Первая связана с нашим личным выбором. Мы принимаем решение, и оно приводит к какому-то результату, либо к хорошему, либо к плохому. Другая — это то, что жизнь просто случается. Мы сами не сделали ничего, что послужило бы причиной для наших страданий. Но из-за личного выбора других, погоды, и т. п… мы испытываем проблемы и скорби. Например, когда нас увольняют с работы, когда мы пытаемся найти новую, когда думаем, как будем платить за институт и еще много других подобных ситуаций.

Если мы проходим через испытания в результате личного выбора или используя свою свободу воли (например, когда нарушаем заповеди), то мы должны принять решение изменить наш образ жизни, чтобы соответствовать Божьей мудрости. Когда наши испытания связаны с личным выбором, обусловленным индивидуальной праведностью (например, при соблюдении заповедей), то мы должны научиться терпеть и, возможно, перечитать слова Господа к Джозефу Смиту в Учении и Заветах, разделы 122-123. Если же испытания являются результатом жизни в этом падшем мире, то мы должны также научиться терпеть и доверять Богу. Хотя иногда и трудно испытывать это доверие, потому что все кажется не очень справедливым.

В заключении, нам хотелось бы поделиться последним утверждением старейшины Беднара: «Я не знаю, почему некоторым людям приходится проходить уроки вечности через горе и страдания, в то время как другие получают подобные уроки через спасение и исцеление. Мне неизвестны все причины, все цели. Я не знаю всего о выборе времени Бога. Как и Нефий, мы с вами можем сказать, что мы “не знаем смысла всего сущего” (1 Нефий 11: 17). Но мы знаем то, что Бог любит Своих детей».

Мы понимаем, что не ответили полностью на ваш вопрос. По правде говоря, у нас нет однозначного ответа. Жизнь и судьба, уготованные Богом для каждого человека, настолько индивидуальны. Каждому из нас нужны личные уроки, даже если мы не знаем, почему. Мы призываем вас, Михаил, молиться и спрашивать Бога о ваших личных обстоятельствах. Может быть, Он поможет вам обрести покой и получить ответ о том, почему что-то случается именно с вами, и какие уроки вы должны извлечь из этого личного теста.