Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней относят себя к христианам. Они поклоняются Богу Отцу Вечному во имя Иисуса Христа. Когда Джозефа Смита спросили, во что верят Святые последних дней, он ответил: «основными принципами нашей религии являются свидетельства апостолов и пророков об Иисусе Христе, о том, что Он умер, был погребен и воскрес на третий день и вознесся на Небеса; а все остальные принципы, составляющие нашу религию, являются лишь придатками этого учения». Кворум Двенадцати Апостолов в наши вновь напомнил об этом, когда провозгласил, «что Иисус есть Живой Христос, бессмертный Сын Божий… Стези Его – путь, ведущий к счастью в этой жизни и к жизни вечной в мире грядущем».
Невзирая на это, в последние несколько десятилетий некоторые все же заявляют, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не является христианской. Основными причинами таких утверждений являются следующие основания:
- Святые последних дней не признают учения, откровения и организацию Церкви, установленную после времен Нового Завета.
- Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не происходит и не является исторической частью традиционного христианства. Это значит, что Святые последних дней не католики, не православные и не протестанты.
- Святые последних дней не верят в то, что в канонические Священные Писания входит только Библия, и имеют расширенный канон Писаний, в который входят Книга Мормона, Учение и Заветы и Драгоценная Жемчужина.
Рассмотрим каждый из этих пунктов ниже.
Святые последних дней не признают учений пост-новозаветного христианства
Ученые давно признали, что представление ранних христиан о Боге с течением столетий кардинально изменились. Раннехристианские понимания Бога были более личными, Он представлялся верующим более человекоподобным и менее абстрактными, если сравнивать с учениями, появившимися в последующие несколько сотен лет. Ключевой идеологической сдвиг начался во втором веке нашей эры, после потери апостольской власти, в результате концептуального слияния христианского учения и греческой философии.
Святые последних дней считают, что слияние раннехристианской теологии с греческой философии было серьезной ошибкой. Главной потерей данного слияния стало понимание природы Божества. Истинная природа Бога Отца, Его Сына, Иисуса Христа, и Святого Духа была восстановлена через пророка Джозефа Смита. Как следствие, Святые последних дней считают, что Бог-Отец имеет прославленное тело. Такое убеждение согласуется с качествами, приписываемыми Богу многими первыми христианами. Это убеждение Святых последних дней отличается от верований пост-новозаветного христианства.
Каким бы ни было доктринальное различие между Святыми последних дней и представителями других христианских направлений, роли, которые Святые последних дней приписывают членам Божества, во многом соответствуют доктринам остального христианского мира. Святые последних дней верят, что Бог – всемогущий, всеведущий и преисполненный любви ко всем. Они молятся Ему во имя Иисуса Христа и признают Отца как наивысший объект их поклонения, Сына как Господа и Искупителя, а Святого Духа как посланника и носителя откровений об Отце и Сыне. Вкратце, Святые последних дней не принимают символов веры пост-новозаветного христианства, но, как и ранние христиане, они глубоко уповают на каждого члена Божества в своей повседневной религиозной преданности и поклонении Богу.
Святые последних дней верят в восстановленное христианство
Согласно другому посылу, утверждающему, что Святые последних дней не являются христианами из-за того, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не происходит и не является исторической частью традиционного христианства: Святые последних дней не католики, не православные и не протестанты. Святые последних дней считают, что благодаря служению ангелов Джозефу Смиту, священство, как власть действовать от имени Бога, было возвращено на землю. Это «восстановленная», а не «реформированная» Церковь Иисуса Христа. Именно верование Святых последних в восстановленное христианство помогает объяснить, почему так много представителей других христианских конфессий, начиная с 1830-х годов по настоящее время, обратились в веру. Новообращенные не считали и не считают, что оставляют христианство; они просто благодарны, что смогли узнать и стать частью восстановленной Церкви Иисуса Христа, которая, по их мнению, предлагает полноту Евангелия Господа, более завершенное и ценное христианское учение, как духовно, так и организационно и доктринально.
Члены церкви, живущие согласно христианским «символам веры», часто ошибочно полагают, что все христиане всегда были согласны и должны соглашаться с исторически сложившейся единой системой верований. Однако, многие ученые признали тот факт, что христиане на протяжении многих столетий горячо спорили практически по каждому вопросу богословия и религиозной практики, что и привело к созданию множества христианских деноминаций. Несмотря на то, что учение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней отличается от убеждений многих христианских церквей, оно соответствует учениям раннего христианства. Тот, кто искренне любит, боготворит и следует за Христом, должен иметь возможность свободно выражать свое видение доктрины, согласно голосу совести, без того, чтобы прослыть не христианином.
Святые последних дней верят в открытый канон
Третье основание, утверждающее, что Святые последних дней не христиане, делает упор на том, что члены церкви верят в открытый канон Священного Писания. Для тех, кто делает такое заявление, быть христианином означает согласиться с принципом sola scriptura, или c самодостаточностью Библии. Но утверждать, что Библия является единственным и последним словом Бога, а точнее, окончательным записанным словом Божьим, значит заявить о Библии больше, чем она утверждает за собой. Нигде в Библии не провозглашается, что все откровения от Бога будут собраны в одном томе, чтобы быть навсегда закрытыми, и что дальнейшие откровения не могут быть получены.
Кроме того, не все христианские церкви утверждают, что христианство должно быть определено приверженностью закрытому канону. По правде говоря, данный аргумент о приверженности закрытому канону, кажется, используется выборочно для того, чтобы исключить Святых последних дней из числа христиан. Ни одна ветвь христианства не ограничивает себя исключительно библейским текстом в принятии доктринальных решений и применении библейских принципов. Католики, например, обращаются за ответами к церковной традиции и магистериуму (имеются в виду учителя, в том числе и попы и советы). Протестанты, в частности, евангелисты, обращаются к лингвистам и богословам за их светом, а также к пост-новозаветным церковным соборам и учениям. Для многих христиан, эти советы и учения настолько же ценны, как и сама Библия. Чтобы установить доктрину и понять библейский текст, Святые последних дней обращаются к живущим Пророкам и к дополнительным книгам Священного Писания: Книге Мормона, Учению и Заветам и Драгоценной Жемчужине.
Вместе с Ветхим и Новым Заветом, Книга Мормона поддерживает единогласное свидетельство об Иисусе Христе. Один стих в Писании говорит, что Книга Мормона «подтвердит истинность» Библии и «откроет всем коленам, языкам и народам, что Агнец Божий есть Сын Отца Вечного и Спаситель мира, и что все люди должны прийти к Нему, или они не могут быть спасены». В более чем шести тысячах стихов в Книге Мормона Иисус Христос упоминается почти четыре тысячи раз под более чем сотней имен: «Иегова», «Иммануил», «Святой Мессия», «Агнец Божий», «Искупитель Израиля» и т. д.. Книга Мормона – это действительно «Еще одно свидетельство об Иисусе Христе», как и сказано на титульном листе.
Вывод
Новообращенные по всему миру продолжают присоединяться к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, отчасти благодаря доктринальной и духовной самобытности церкви. Эта уникальность проистекает из знания, восстановленного на земле, вместе с силой Духа Святого, присутствующего в Церкви, и благодаря восстановленной власти священства, ключам и таинствам Евангелия Иисуса Христа. Евангелие приносит свои плоды в жизни верных членов церкви.
Несмотря на то что члены церкви Иисуса Христа Святых последних дней не имеют желания идти на компромисс, меняя самобытное учение восстановленной Церкви Иисуса Христа, они стремятся сотрудничать с другими христианами и людьми всех вероисповеданий в решении многих моральных и семейных проблем, стоящих перед обществом. Христианский диалог стал богаче, благодаря тому учению, которое в него внесли Святые последних дней. Для христиан не найдется хорошей причины отвергать друг друга, когда есть как никогда острая необходимость в единстве и в провозглашении божественности и учений Иисуса Христа.
Очень понравилась статья!