«Вот, есть только две церкви: одна – Церковь Агнца Божьего, другая – церковь дьявола» (1 Нефий 14:10).
О чём
В конце видения ангел сообщает Нефию, что «есть только две церкви». И это «Церковь Агнца Божьего» и «церковь дьявола».
Нефий сказал, что все люди принадлежат к одной или к другой, поэтому «всякий, кто не принадлежит к церкви Агнца Божьего, принадлежит к той великой церкви, а она – мать мерзостей; и она – блудница всей Земли» (1 Нефий 14:10). В дополнение к словам Нефия о двух церквях, эта мысль была выражена в проповеди Легия о противоположности во всём (см. 2 Нефий 2:11, 26-27) и некоторых других местах в Книге Мормона.
Сегодня, также как во времена Джозефа Смита, существует много различных церквей и религий. Люди часто испытывают растерянность от множества вариантов, не только в религии, но и в каждом аспекте жизни. В древнем иудейско-христианском представлении, однако, были только два пути, и видение Нефия о двух церквях можно считать их обобщённым представлением.
«Таким образом, – пишет Хьюго Нибли, – в мире никогда не существует более чем „только две церкви“, и на самом деле высказывание Нефия на этот счёт (1 Нефий 10:10) воспринимается скорее как общий принцип, чем как обвинительное заявление относительно какой-то одной церкви». Исследователь Книги Мормона Брант А. Гарднер также поясняет: «„два пути“ – это путь жизни и путь смерти. Третьего пути не дано. Каждый выбирает либо жизнь, либо смерть».
Этот вопрос самым убедительным образом раскрывается пророком Легием:
«И поскольку они искуплены от падения, они, отличая добро от зла, навеки стали свободными, дабы действовать по своей воле, а не подвергаться действию, разве только по наказанию закона в великий и последний день, согласно заповедям, которые дал Бог. А потому люди свободны по плоти; и им дано всё, что нужно человеку. И они вольны выбрать свободу и жизнь вечную через великого Посредника всех людей, либо выбрать плен и смерть, сообразно плену и силе дьявола, ибо он стремится, чтобы все люди были несчастными, как он сам» (2 Нефий 2:26-27).
В учениях только в нескольких стихах Нефия чётко упоминаются две церкви (см. 1 Нефий 14:7). Эта истина, раскрываемая Книгой Мормона как двойственность природы, нетипична для западной философии, но она глубоко укоренилась во многих древних текстах израильтян. Один из современников Легия, Иеремия, писал: «Так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти». В Псалме 1 провозглашается: «ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Псалом 1:6).
Яркий пример этого учения находится в книге Второзаконие, где записаны слова Моисея: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло», люди должны выбирать: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Это учение также отражено в пословицах и литературной мудрости. Интересно, что некоторые ученые предполагают, что Легий и Нефий находились под сильным влиянием традиций и мудрости своего времени, и 1 Нефии 8:11-14 содержится много из мудрости той литературы.
Присутствие учения о двух путях заметно в свитках Мертвого Моря. Например, в списке Устава Общины упомянуто только две группы: «дети света» и «дети тьмы». Это также просматривается в нескольких раннехристианских текстах с первого по пятый века. Одно из ярких выражений этой идеи присутствует и в Нагорной проповеди Иисуса, когда Он учил: «ибо широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» в то время как «тесны врата и узок путь, ведущие к жизни, и немногие находят её» (от Матфея 7:13-14).
Почему
Как мы должны понимать этот резкий контраст в современном разноплановом обществе? Почему заявление Нефия по-прежнему важно и сегодня? Нефий говорил о «двух церквях» или двух образах жизни, один из которых ведёт в лабиринт, где много непонятных дорог и тёмная мгла. Спаситель говорил о «широком» пути, а великая и позорная церковь, упомянутая Нефием, сравнима с великим и обширным зданием в видении отца. Как широкий путь, так и просторное здание ведут туда, где начинаются различные пути и коридоры, которые, в конечном счете, заканчиваются в одном и том же тёмном месте. Таким образом, видение Легия упоминает один «прямой и узкий путь» в противоположность множеству «запретных путей» (1 Нефий 8:20, 23, 28).
Итак, Нефий хочет, чтобы все люди поняли, что велико разнообразие вариантов и путей, существующих во временном мире, в котором мы живём, и если смотреть с позиции Божьего плана счастья, милосердия и спасения, то этот временный мир состоит из противоположностей: светлого и темного, горячего и холодного, мокрого и сухого, одушевлённого и неодушевленного, мужского и женского, послушного и непокорного, грешного и праведного.
Как утверждал Легий, «противоположность должна быть во всём» (2 Нефий 2:11), и это создает возможность для того, чтобы люди научились выбирать добро, а не зло, счастье, а не боль, вечную жизнь и бессмертие, а не разложение и смерть. Все это помогает людям увидеть, что, в конечном итоге, свобода выбора сводится к выбору между Христом и Сатаной. В конце концов, есть действительно только два варианта.
Пророческий взгляд на мир, который иногда называют апокалиптическим взглядом, выражается в позиции реальности конца времён и выражает своё настоятельное послание в терминах абсолютной двойственности, призывая людей непрерывно держаться за железные перила и следовать по пути, ведущему к жизни и любви Бога.