«И ныне, вот, если бы Адам не согрешил, он не пал бы, но остался бы в саду Едемском. И всё, что было сотворено, должно было бы остаться в том же состоянии, в котором оно было после своего сотворения; и должно было бы оставаться навеки и не иметь конца» (2 Нефий 2:22).

Факты

У Святых последних дней есть три различных библейских описания творения: одно в книге «Бытие», одно в «Книге Моисея» и одно в «Книге Авраама». Может возникнуть вопрос, почему это так. Важно учитывать, что тот  факт, что история имеет несколько вариантов, не означает, что они являются неправильными. Например, Евангелия от Матфея, Марка и Луки являются истинными и священными книгами Священных Писаний, и всё же в каждой из них представлена своя версия жизни и служения Иисуса Христа. Похоже, что-то подобное произошло и с ранними рассказами о сотворении.

Не только книги Авраама, Моисея и Бытия содержат различные версии сотворения, существуют другие библейские отрывки, которые позволяют понять, что существуют и другие версии. Например, из 1 главы книги Бытия мы узнаём, что сотворение из хаоса заняло шесть дней, начиная со света и заканчивая людьми.

С другой стороны, во второй главе Бытия  нет упоминания о количестве дней. Помимо этого, там сказано, что сначала был создан человек, затем Эдем, растения, животные, и, наконец, женщина. Иезекииль 28:12-19 добавляет, что Эдем был «садом Божьим» и описывает фигуру, названную «помазанным херувимом, осеняющим». Это был хранитель, который носил нагрудный знак, как у первосвященника, с драгоценными камнями(ст.13).

Картина Уильяма Блейка Древний

«Древний», худ. Уильям Блейк. Изображение взято с Wikimedia Commons.

В книге Иова, с другой стороны, Бог «полагал основание земли» (38:4), «положил меру ей» и «протягивал по ней вервь» (ст.5). Он также «утвердил основание» и «положил краеугольный камень» (ст.6), и «затворил море воротами» (ст.8). В Псалме 103 Бог сотворил землю «простирая небеса как шатер» (ст.2) и устроив «над водами горние чертоги» (ст.3). Он также «поставил землю на твердых основах» (ст.5), покрывая землю водами и положив предел, который они не могут перейти (ст.9), и сотворив «луну для указания времен» (ст.19) .

Эти примеры свидетельствуют о том, что различные теории сотворения распространялись среди верующих в древнем мире, и что авторы Ветхого Завета, по-видимому, знали о них.  Это также подтверждает возможность того, что пророки Книги Мормона были осведомлены об историях сотворения, отличных от той, которая была представлена в книге Бытия. Во второй главе 2 Нефия, например, Легий предложил дополнительные сведения об Эдемском саду, которые не упоминались в Бытии. Он описал плод дерева жизни как сладкий, а запретный — как горький (2 Нефий 2:15). Он также объяснил, что  Адам и Ева  «не имели бы детей» (ст.23), если бы они остались в Эдеме, и что «Адам пал, дабы люди могли быть. А люди есть, дабы иметь радость» (ст.25) То, что они вкусили плод, Легий назвал «падением» (2 Нефий 2:22,25,26) и сравнил змея с дьяволом (2 Нефий 2:17-18), чего не было в Бытии.

Стихи 2 Нефий 2:17-18 кажется, позволяют предположить, что у Легия была версия Бытия с некоторым сходством с тем, что написано в книге Моисея: «И мне, Легию, согласно тому, что я прочитал, надлежит полагать, что ангел Божий, согласно тому, что написано, пал с Небес; и потому он стал дьяволом… И поскольку он пал с Небес и стал несчастным навеки, он также искал того, чтобы всё человечество было несчастным» (ст.17-18). Здесь Легий, похоже, объединяет идеи из Исайи 14:12 и Моисея 4:3-4.  Эти детали указывают на то, что Легий мог знать истории сотворения, отличные от описанной в Бытии.

Бог побеждает водяной хаос во время сотворения

Бог, как Божественный воитель, побеждает водяной хаос во время сотворения. Художник Густав Дор.

На протяжении всего периода древнего Ближнего Востока сотворение описывалось как битва между воинством Бога и чудовищем хаоса, которое часто сравнивалось с океаном. Бог убьёт монстра, затем возьмёт его труп и обратит в космос. Исайя 27:1 намекает: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким,  и убьет чудовище морское».

Псалом 88:8-10 также обращается к этой истории сотворения: «Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.  Ты низложил Раава, как пораженного».

Иаков, младший брат Нефия, по видимому, также ссылается на традиционный образ сотворения, включающий чудовище хаоса. Во 2 Нефии 9:10,  19 и 26 он неоднократно использовал образ «ужасного чудовища» для обозначения смерти и ада. Это говорит о том, что и авторы библейских текстов и пророки Книги Мормона, возможно, знали об историях сотворения, которые были широко распространены среди древних ближневосточных культур.

Причины

Совокупность этих упоминаний из Ветхого завета и Книги Мормона показывает, что древние пророки, по-видимому, спокойно цитировали различные версии истории создания. Поэтому нам не стоит беспокоиться, когда мы открываем свои священные писания и видим три разных версии истории сотворения. Напротив, нам следует ценить те различия, которым каждая из версий может нас научить.

Легий использовал доступную ему версию повествования об Эдеме, чтобы учить о противоположности и свободе воли, вероятно потому, что в этой версия эти темы подчеркивались. Иаков, с другой стороны, использовал историю сотворения об ужасном чудовище, чтобы подчеркнуть, как сила Христа через Искупление может спасти нас от ужасов жизни.

Вслед за Легием и Иаковом мы можем почерпнуть разные истины из различных доступных нам рассказов о сотворении. В 1 главе Бытия Бог породил всё сущее, просто сказав, что напоминает нам о силе Бога. Моисей во 2 главе даёт понять, что Христос был главной фигурой, ответственной за сотворение. Это напоминает нам о Его центральной роли от начала мира до конца его. Наконец, книга Авраама ясно даёт понять, что божественный совет был частью сотворения земли, напоминая нам о важности советов в нашей собственной жизни.

Когда мы читаем и сравниваем различные версии сотворения в наших Священных Писаниях, стоит помнить, что мы находимся в хорошей компании. Подобно пророкам древности, мы можем получить более глубокое понимание Божьих творений, внимательно изучая каждую версию и применяя различные истины, заложенные в них, к нашей жизни.

Оригинал статьи был опубликован на сайте Book of Mormon Central.

Переводчик: Анна Селимова.