Когда мы изучаем 132 раздел Учения и Заветов в Воскресной школе, мы обычно концентрируемся на первой части — части о вечном браке. Мне еще предстоит побывать в классе, где обсуждалась бы вторая половина раздела — о законе множества. Тем не менее, сразу становится ясно, когда вы читаете раздел 132, что оба этих закона — вечный брак и многоженство — являются частью закона, который Бог дал Джозефу Смиту. На самом деле, Бог использует историю Сарры и Агари, как пример того, чтобы «вечный завет» был похожим на древний. Это важно, потому что это учит нас тому, что полигамия, — как делали это ранние патриархи, такие, как Авраам, Иаков, Моисей, Давид и Соломон, — была не просто культурной практикой, но скорее духовной, и что этот принцип все еще имеет важное место в Божьем плане.
Я не эксперт по теме многоженства, но я знаю, что когда мы приходим к пониманию законов Бога о браке — в том числе, полигамном, — это может укрепить наше свидетельство, а не ослабить его. Но еще до того, как Бог объяснил Джозефу Смиту закон многоженства, Он сказал ему: «А потому, приготовься сердцем получить и повиноваться наставлениям, которые Я намерен дать тебе», зная, что то, чему Он будет учить Джозефа, будет трудно понять и исполнить. Эта наставление является мудрым для нас и сегодня, когда мы изучаем тему полигамного брака. Это тема, которую нужно изучать с помощью Святого Духа.
Хотя идея многоженства может заставить нас почувствовать себя неловко, мы, на самом деле, не настолько против этого, как мы можем подумать. Например, если бы я умерла, это было бы совершенно нормально, если бы мой муж женился на другой женщине, запечатался с ней в храме, и у них родились бы дети. Мы посчитали бы это хорошими и здоровыми отношениями. Хорошими, потому что мой муж смог бы продолжать жить дальше и отдать свое сердце другой женщине после меня, и хорошими, потому что эта женщина обрела бы счастливый брак и возможность иметь семью.
Мы не против того, чтобы мужчина вступил в брак с двумя женщинами (возможно, и больше) в его жизни, но только если это происходит по одной жене за раз. Все усложняется, когда мы начинаем думать о небесах, как о такой большой вечеринке, и когда пытаемся примирить наши земные переживания с тем, как все будет в вечности. Я думаю, что мы понимаем, что должны быть готовы открыть наш разум для вещей, намного более великих и грандиозных, чем то, что происходит здесь и сейчас, и действительно обрести вечную перспективу.
Люси Уокер, одна из многочисленных жен Джозефа Смита, написала следующее, когда она впервые узнала о многоженстве: «Каждое чувство моей души восстало против этого». Однако после молитв и сомнений в течение нескольких дней, однажды ночью ее комната «наполнилась святым влиянием», подобным «сияющему солнцу». Она свидетельствовала, что «душа моя наполнилась спокойным, сладостным покоем, которого я никогда не знала прежде», и «величайшее счастье овладело всем моим существом». Она получила личное свидетельство о принципе полигамного брака и вечную перспективу, которая позволила ей быть послушной этой очень трудной заповеди.
Закон многоженства
Одно из лучших мест для начала обсуждения темы многоженства — это Книга Мормона, когда Пророк Иаков учит Нефийцев тому, что Божья заповедь для них состоит в следующем: «ни одному мужчине среди вас не иметь более одной жены, и ни одной наложницы не иметь ему» (Иаков 2: 27). Иаков объяснил Нефийцам, что многоженство допустимо только тогда, когда оно дается, как заповедь, через Божьего избранника. «Ибо если Я пожелаю воздвигнуть Себе потомство, речет Господь Воинств, Я повелю народу Моему» (Иаков 2: 30). В же других случаях, закон Бога — это моногамия. Этот порядок сохраняется и сегодня.
Многоженство допускается только тогда, когда Бог открывает его Своему пророку и приказывает своим людям жить по нему, иначе же закон — это один мужчина, одна женщина. История Агари и Сарры также помогает нам лучше понять законы Бога о полигамном браке. Учение и Заветы 132: 34 освещает их историю, говоря нам, что «Бог повелел Аврааму, и Сарра дала Агарь Аврааму в жены. И почему она сделала это? Потому, что это был закон; и от Агари произошло много народа. Это, помимо прочего, было исполнением обещаний». Этот стих поясняет нам сразу несколько важных вещей. Сначала он объясняет, что Агарь стала женой Авраама не просто потому, что Сарра хотела детей, как говорится в истории в книге Бытия, но и потому что Бог повелел Аврааму практиковать многоженство.
Во-вторых, этот стих говорит нам, что Авраам учил Сарру этой заповеди, и что она последовала ей и даже предложила Аврааму выбрать Агарь, потому что (на тот момент) она думала, что это будет хороший союз. Мне кажется, что это важное различие, потому что оно поясняет, что Авраам не испытывал влечения к Агари, но Сарра сама организовала их свадьбу. Позднее, когда ситуация для них троих усложнилась, Сарра обвинила Авраама, сказав ему: «в моей обиде ты виновен», или, другими словами, «ты несешь ответственность за то, что я страдаю» (Бытие 16: 5). Но выпустив пары, она успокоилась и закончила со словами: «Господь пусть будет судьею между мною и между тобою», которые сегодня могут прозвучать, как «Бог рассудит, кто неправ, я или ты». Эти слова, кажется, свидетельствуют о том, что Сарра понимала, что выбор привести Агарь в их семью, принадлежал не только Аврааму, но что и она тоже несла за него ответственность.
Третья вещь, о которой говорится в У. и З. 132: 34, заключается в том, что многоженство является частью закона Бога о браке. Эта не означает, что все люди будут практиковать его, но я думаю, что в Священных Писаниях ясно сказано, что многоженство, как запечатывающие таинство и завет Авраама, имеет место в Божьем плане. В-четвертых, мы узнаем, что «от Агари произошло много народа», и что одна из целей многоженства, как учил Иаков в Книге Мормона — это «воздвигнуть семя» Богу.
Наконец, в этом стихе в Писаниях говорится о том, что брак Агари с Авраамом был, «помимо прочего, исполнением обещания». Это понятие «обещание» используется и в других местах в Священных Писаниях и, по-видимому, относится к храмовым заветам и запечатыванию. Например, в У. и З. 2: 2 повторяется знаменитое место о возвращении Илии: «… И он вложит в сердца детей обещания, данные отцам, и сердца детей обратятся к своим отцам». Эти обещания также упоминаются снова в У. и З. 132: 63, где Бог объясняет, что одной из целей полигамного брака является: «исполнить обещание, данное Отцом Моим еще до основания мира».
Интересно вспомнить, что синоним слова «обещание» — это «завет». Хотя, возможно, не всегда понятно, как, но я думаю, Бог хочет, чтобы мы поняли, что многоженство — это один из способов почтить и исполнить Его обещания — Его заветы — со всеми Его детьми.
Закон Сарры
Позже в У. и З. 132: 65 говорится, что Сарра, согласно тому, что Бог назвал «законом Сарры», дала согласие на брак Авраама с Агарью. Этот «закон Сарры» является, пожалуй, самой запутанной частью раздела 132. В нем говорится, что закон, касающийся многоженства, заключался в том, что жена должна сначала дать свое согласие мужу взять другую жену. Но в этом стихе также говорится, что «если она [жена] не принимает этот закон [полигамия] … потому что она не поверила и не служила ему согласно слову Моему… тогда она становится грешницей, а он освобожден от закона Сарры». Смысл этого заключается в том, что если мужу было заповедано Господом взять в жены другую женщину, и его жена не согласна с этим, то муж все равно может это сделать.
Орсон Пратт писал о том, как закон Сарры практиковался во времена Джозефа Смита. Он сказал:
«Когда человек, имеющий жену, учит ее закону Бога, и она отказывается дать свое согласие на его брак с другой в соответствии с законом, тогда ей необходимо выразить перед президентом причины, почему она отказывается дать согласие; если ее причины достаточны и оправданы, а муж найден виновным или в согрешении, тогда ему не разрешается ничего предпринимать в отношении другой женщины. Но если жена не может дать веских причин, почему она отказывается соблюдать закон, который был дан Сарре в древности, тогда это законно для ее мужа, если это разрешено по откровению через пророка, жениться на других без ее согласия, и он будет оправдан, а она будет осуждена, потому что она не отдала их ему, как Сарра дала Агарь Аврааму, и как Рахиль и Лия дали Валлу и Зелфу их мужу Иакову».
Если вы похожи на меня, вашей первой реакцией на закон Сарры будет негодование. Кажется, что это суровое правило унижает женщин; способ для духовно крепких заставить их делать то, что они не хотят делать. Но я думаю, что на это можно взглянуть и по-другому, не как жестокое, а как что-то неплохое для женщин.
Это интересно, что полигамию, да и вообще брак, можно увидеть, как две крайности — либо как что-то самое худшее, что можно вообразить для женщин, либо невероятно воодушевляющее соглашение. Легко понять ужасный аспект этого. Иаков говорит, что одна из причин того, почему многоженство не позволялось среди Нефийцев — это потому что Господь «увидел скорбь и услышал скорбные рыдания дочерей Моего народа» и не позволил бы, «чтобы мольбы красивых дочерей этого народа… против мужей народа Моего, доходили до Меня» (Иаков 2: 31-32). Нам легко увидеть, как женщина, вынужденная делиться своим мужем, может потерять доверие, почувствовать злоупотребление, пренебрежение и эксплуатацию. Нам труднее понять, как многоженство может быть чем-то хорошим и вдохновляющим для женщины.
Но именно так многие первые Святые последних дней понимали закон многоженства. На самом деле, когда Соединенные Штаты начали преследовать Святых последних дней за полигамию, женщины СПД — умные, четко выражающие свои мысли женщины, — смело высказались в поддержку этого. Элиза Сноу выразила всеобщее чувство, когда сказала: «Это [многоженство] — поистине женское дело — дело, которое связано не только с настоящими, но и с вечными ее интересами».
Бригам Янг учил свою дочь Сузe Янг Гейтс, что «[женщины] должны иметь право выбора в этом вопросе, когда они могут выбрать что-то, кроме одного; и они должны иметь право выбрать это одно». Если посмотреть на ситуацию в этом свете, это очень вдохновляет думать, что это право женщины ВЫБРАТЬ, кому она отдает себя, и чтобы этот союз был одобрен Богом, человек должен быть праведным и достойным получить ее. Сколько женщин в мире (и во всей истории мира) возликовали бы от мысли о том, что они не брошены на произвол судьбы или навсегда «застряли» в несчастливом браке? Что может быть более вдохновляющим для женщины, чем возможность выбирать?
Итак, как мы понимаем закон Сарры? Вот несколько мыслей для размышления. Вернемся к примеру, который я привела раньше, о том, как мой муж мог бы жениться на другой женщине. Давайте представим себе, что после того, как все мы умрем, мы встретимся на небесах. Я прожила с мужем одиннадцать лет, и у нас пять детей. Мы были запечатаны, и я продолжаю любить его и хочу быть с ним навсегда. Но представим теперь, что другая женщина была запечатана с ним сорок лет, и у них также были дети. Она любила его и хотела быть с ним навсегда. Кто получил бы его? Было бы справедливо если бы только я, первая жена, могла претендовать на него просто потому, что я «получила его» первым?
Те из нас, кто в жизни столкнулся с разводом, смертью, жестокостью, психическими расстройствами, отлучением от Церкви, повторным браком, отказом от семьи и другими семейными проблемами, скорее всего, беспокоятся о том, что Бог будет делать со всеми этими «запечатываниями». Я часто задаюсь вопросом, не была ли полигамия одним из способов для Бога исправить, в конечном итоге, всякие «запутанные» аспекты наших земных отношений. Возможно ли — в сфере, свободной от времени и пространства, — чтобы все мы были совершенно счастливы с тем, человеком, которого мы выбрали?
Как я уже сказала вначале, я не эксперт по многоженству. Но есть одна вещь, которую я знаю, и это то, что Бог любит Своих дочерей. Он любит нас больше, чем мы можем себе представить. Все, что Он делает, направлено на то, чтобы сделать нас счастливыми — вечно счастливыми. А вот сатана учит нас видеть себя недостаточными и напуганными. Бог же является творцом изобилия и радости. Когда приходят мои вопросы или сомнения о полигамии, я стараюсь придерживаться этого знания и верить в то, что Его план — это план счастья. Я думаю, что мы не можем даже немного приподнять завесу и увидеть всю грандиозность и значение нашего Отца в великом плане Небес, ни той радости, которая ждет тех, кто доверяет Ему.
Любовь лишь умножается, она никогда не делится.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Mormon Women. Автор Хезер Фаррел. Переводчик Елена Шэннон.