Большинство людей, скорее всего, сойдутся во мнении о том, что существует конфликт между христианским и эволюционным взглядом на появление человека, да и других творений на планете Земля. Если мы верим в историю сотворения, изложенную в Библии, то кажется логичным, что теория эволюции должна быть ложной. Ведь так? Согласитесь, вы сами, наверно, не раз задавались вопросом, как наука и религия сочетаются друг с другом? Возможно, вы спрашивали себя, как и то, и другое может быть правдой. И вам казалось, что ни у кого нет четкого ответа.
Чтобы попробовать разобраться во всем этом, давайте начнем с теории о сотворении земли за шесть тысяч лет и о том, как в эту идею, скажем, вписываются динозавры. С нашей стороны было бы глупо отрицать научные подтверждения о том, что динозавры жили на земле, по подсчетам некоторых ученых, как минимум, двести миллионов лет назад.
Мы часто слышим истории о находках палеонтологами новых останков. Так, совсем недавно я прочитала потрясающую статью о нодозавре, который был обнаружен на шахте Миллениум в северной части провинции Альберта в Канаде. Ученые продолжают спорить о том, как давно и при каких условиях динозавры жили на земле. Геологи, палеонтологи, антропологи и другие пытаются понять, используя различные методы исследования, что же происходило здесь много-много лет назад.
Хотя их теории расходятся между собой не просто на тысячи, но и на миллионы лет, все же многие научные открытия неоспоримы. Они однозначно показывают, что земля существует дольше, чем традиционное религиозное представление. Поэтому, возможно, пришло время подумать об интерпретации «шести дней» в Книге Бытия и о том, почему идея о шести тысячах лет (и уж, тем более, о 144 часах!) может быть неправильной. В Книге Алмы 40: 8 мы читаем, что «у Бога все как один день, а время исчисляется только для людей».
Еврейское слово יום, с которого было переведено слово «день», также переводится, как «время» или «период времени неопределенной длины» (здесь оригинал написания). Поэтому было бы правильнее сказать, что земля была сотворена в течение шести периодов времени, о продолжительности которых нам ничего не было явлено. Запись о сотворении, которая была переведена на английский с египетских иероглифов, и которую мы можем найти в Книге Авраама в Драгоценной Жемчужине, звучит следующим образом:
«И сказали Боги между Собой: к седьмому времени Мы завершим Нашу работу, как Мы советовались; и Мы почим в седьмое время от работы Нашей, как Мы решили» (Авраам 5:2).
Так как же насчет идеи о шести тысячах лет? Она берет свое начало, в первую очередь, из 2-го Послания Петра, где он говорит:
«Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра 3:8).
Говорит ли он здесь, что это означает, что Бог измеряет тысячелетие, как один день? Не обязательно. Скорее, что наше понимание времени для Бога намного короче, чем для нас. Да, нам были явлены дополнительные знания об этом сравнении (Авраам 3:4). Но до сотворения Земли, солнца и первого человека, как Бог измерял Свое время? Как Он измерял его до изгнания Адама из Эдемского сада? До телестиального изменения нашей планеты? Что нам вообще об этом известно?
Старейшина Брюс Р. Макконки объяснил:
«Не существует никакого данного нам свидетельства, указывающего на то, что каждый из „шести дней“, связанных с Сотворением, имел одинаковую продолжительность» (Ensign, июнь 1982 г., стр. 11).
Истории о сотворении показывают нам «как», а не «как долго» это происходило. В Священных Писаниях нигде не говорится однозначно, сколько лет Земле, и Церковь не выступила с официальной позицией по этому вопросу. Церковь также не считает это главной проблемой для спасения.
Нам кажется, что некоторые люди склонны рассматривать религию и науку, как противоречивые идеи просто потому, что они ошибочно полагают, что их конечные цели совпадают. В апреле 1988 года Моррис С. Петерсен, бывший профессор геологии в Университете имени Бригама Янга, сказал:
«Священные Писания свидетельствуют об Иисусе Христе и о том, как мы можем получить благословения спасения и возвышения через Его Искупление. Они показывают, почему (но не обязательно, как) была создана Земля, и каким законам и принципам человек должен следовать, чтобы получить вечную жизнь. С другой стороны, цель науки состоит в том, чтобы узнать, как (а не почему) был создан мир, и понять законы и принципы, управляющие физическим миром».
Ему вторит сестра Эллен Мангрум, изучавшая химические технологии в Политехническом институте Ренсселера в Нью-Йорке, США. Она говорит:
«Наука объясняет нам „как“. Но она не может объяснить „почему“ … Религия – это то, что объясняет, например, почему земля была создана, и почему нас поместили сюда».
Когда мы понимаем эту разницу, нам легче примирить науку и учение Церкви. Да, динозавры нигде не упоминаются в Священных Писаниях (хотя это было бы здорово, не так ли?) Но это не подразумевает автоматически противоречие между тем, что обнаружила о них наука, и религией. Более того, когда мы получаем трудно объяснимое наукой свидетельство от Духа, никакие научные «открытия» не могут опровергнуть нашу веру.
По словам Ричарда Гарднера, профессора по молекулярной и клеточной биологии и доцента кафедры в Университете Южной Вирджинии:
«Бог может открыть все, что захочет, включая все научные факты. Он однозначно вдохновляет ученых, изобретателей и инженеров, но он не просто дает им ответы на все вопросы. Он хочет, чтобы они и мы использовали наш собственный разум, поэтому Он позволяет нам заниматься наукой, а Его откровения для Церкви касаются того, как организовать Церковь, и особенно того, как мы можем прийти ко Христу и получить спасение. Его личные откровения для нас могут быть на любую тему, но особенно о том, чтобы мы знали, что Он живет и любит нас, что Христос осуществил план спасения, что у нас есть живой Пророк сегодня, что мы можем следовать плану Бога, и что это того стоит».
В течение многих десятилетий или даже столетий, люди пытались использовать религию, чтобы заполнить недостаток знаний в их жизни. Когда что-то происходило, когда случалось чудо или просто явление природы, о котором они ничего не знали, они заявляли, что «Бог сделал/сотворил это». Но с новыми открытиями, такая вера в «Бога белых пятен», заполняющего пробелы в чьих-то знаниях, стала рушиться, как карточный домик.
Задача Бога не состоит в том, чтобы удовлетворить все наше стремление познать мир вокруг нас. Его задача не состоит даже в том, чтобы помочь нам познать все духовные вопросы. Бог очень четко объяснил всю суть Его стремлений: «Ибо вот, это дело Мое и слава Моя – осуществить бессмертие и жизнь вечную человека».
Все, что происходит с людьми на земле, делается для того, чтобы помочь нам использовать Его Искупление в нашей жизни. Даже научные достижения, которые, кажется, противоречат религиозным доктринам, на самом деле, направлены на достижение этой цели. Но знание об этом возможно лишь имея в основе понимания и размышления личное свидетельство, полученное благодаря личному взаимодействию с Творцом.
Как члены Церкви, мы верим в важность развития биологии, геологии, физики, астрономии, медицины и сотен других видов и отраслей науки. Но мы также осознаем, что хотя наука в наше время достигла необычайных вершин, существует еще так много всего, что не поддается человеческому разуму, что многие из этих достижений могут показаться каплей в море.
Может мы и знаем о существовании когда-то миллионы лет назад несколько сотен видов динозавров или пытаемся объяснить на клеточном уровне процесс появления «Человека разумного». Но достаточно задуматься о поражающем воображение развитии ребенка в утробе матери или просто посмотреть на миллиарды звезд в лишь нескольких доступных нам через телескоп галактиках, чтобы понять важность заявления псалмопевца: «Он… исчисляет количество звезд; всех их называет именами их. Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» (Пс. 146: 3-5).
Автор: Елена Шэннон.
Читайте также:
«Бог — самый великий Ученый», — говорит куратор музея палеонтологии