ВОПРОС

Здравствуйте, уважаемая редакция,

Мы знаем, что когда Спаситель совершил Искупление для всего человечества, Он перенес боль и страдания превыше человеческого понимания. Как после такого опыта Он не пострадал от умственной и эмоциональной травмы?

Роман.

ОТВЕТ

Роман!

Размышляя об Искуплении нашего Господа, то есть обо всей той психической, эмоциональной и физической травме, которую Он перенес ради всех нас, мы испытываем глубокое смирение из-за Его любви к нам и к Его Отцу.

Два очень важных элемента помогают понять, почему Он был в состоянии пережить такие травмирующие события, предшествующие Его распятию.

Во-первых, Он был единственным, Кто был рожден от Отца — Он был Богом. Во-вторых, Он полностью понимал принцип: «действовать, а не подвергаться воздействию».

Не только наши современные апостолы подчеркивают то, что Христос есть Бог. Сам Господь заявил, что это «страдание заставило Меня, самого Бога, величайшего из всех… страдать телом и духом»(У. и З. 19: 18).

Для иллюстрации этой доктрины старейшина Талмейдж написал в своей книге «Иисус есть Христос»:

«Агония Христа в саду непостижима ограниченным разумом — ни интенсивность этого, ни причины… Это была не только физическая боль и не только душевная, что причинила Ему такие муки, которые заставили кровь выступить из каждой поры. Это была такая духовная агония души, которую способен испытать только Сам Бог. Ни один человек, какой бы физической или психической выносливостью он ни обладал, не смог бы так страдать. Его человеческий организм не выдержал бы, и обмороки привели бы к потере сознания и забвению» («Иисус есть Христос», гл. 33).

В Священном Писании, в связи с падением Адама и Евы (что подводит нас к другому моменту), мы читаем, что, «[мы], отличая добро от зла, навеки стали свободными, дабы действовать по своей воле, а не подвергаться действию» (2 Нефий 2: 26).

Старейшина Дэвид А. Беднар поделился цитатой Виктора Франкла, который во время Второй Мировой войны прошел через концлагерь и выжил. Она помогает углубить понимание о том, что человек свободен действовать сам, а не по воле других. Он подчеркнул: «Опыт лагерной жизни показывает, что человек имеет свободу выбора действий… Человек может сохранить следы духовной свободы и независимости разума даже в таких ужасных условиях психического и физического стресса».

Виктор Франкл сказал:

«Поэтому, по сути, любой человек может, даже при таких обстоятельствах, решить для себя, что с ним случится — и умственно, и духовно… Путь, через который человек избирает свою судьбу и все страдания, которые это влечет за собой, путь, когда он берет свой крест, дает ему прекрасную возможность — даже в самых трудных условиях — чтобы обрести более глубокий смысл жизни» («Человек в поисках смысла», стр. 65-67).

Итак, в заключении нашего ответа, нам кажется, что причина, почему наш Спаситель не был эмоционально или духовно травмирован, заключается в том, что Он – Бог, и Он однозначно решил действовать за себя, а не поддаваться воздействию. На ум приходят слова Уильяма Хенли из поэмы «Непокоренный», где он написал:

«И под ударами судьбы я ранен был, но не упал».

Какие замечательные слова «не упал»! Голова нашего Господа была окровавлена… но Он, безусловно, остался непокоренным!